Бас

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Тип:: 
терминология

«Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина -- простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу.

Бас –  самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso -- низкий). Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в «Князе Игоре» Бородина, Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Глинки, дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Кутузов в «Войне и мире» Прокофьева... Только из этого перечисления ясно, какие богатые возможности таит в себе этот голос, какие разнообразные характеры от возвышенно героического до ярко комедийного может он воплотить.

 Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович Шаляпин. Голос его – высокий бас –  был исключительным по красоте, богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих других.

 Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря, А. Ведерников, Е. Нестеренко.

 Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты, который встречается только в русских хорах. Диапазон басов от фа большой октавы до фа первой.

Существует несколько разновидностей басов:

баритональный бас; комический бас (бас-буффо); глубокий бас (бас-профундо).

 

Некоторые известные басовые партии в операх

Оперы на русском языке:

Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки)

Руслан, Фарлаф, Светозар («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)

Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского)

Лепорелло («Каменный гость» А. С. Даргомыжского)

Борис Годунов, Пимен, Варлаам («Борис Годунов» М. П. Мусоргского)

Иван Хованский, Досифей («Хованщина» М. П. Мусоргского)

Владимир Галицкий, Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина)

Варяжский гость, Морской царь («Садко» Н. А. Римского-Корсакова)

Мороз («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)

Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова)

Князь Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна)

Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)

Старый цыган («Алеко» С. В. Рахманинова)

Кутузов («Война и мир» С. С. Прокофьева)

Оперы на других языках

Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)

Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини; бас-буффо))

Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)

Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта)

Мефистофель («Фауст» Ш. Ф. Гуно; высокий бас)

Умберто («Служанка-госпожа» Д. Б. Перголези)

Фигаро («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта; высокий бас)

Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди)

Литература и источники:

  • Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., "Советский композитор", 1984