Два кота

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.2 (13 оценок)
Вид: 
2 ступени
ЗО-ВИ
восьмые и четверти на <2>
Тональность: 
До мажор
Ре мажор
Ми бемоль мажор
Класс: 
1

Эта короткая попевка строится на интонации нисходящей терции (ЗО-ВИ). Ритмический рисунок наглядно отражает различные варианты сочетания восьмых и четвертей в двудольном размере.

Она хорошо подходит для самых первых занятий по освоению относительной или абсолютной сольмизации.

Та-та, два кота,
Два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане -
Все усы в сметане.
Черный кот залез в подвал
И мышонка там поймал.

В приложенных файлах вы найдете нотную запись на сокращенном и полном нотоносце в тональностях C-dur, D-dur и Es-dur

Памятка педагогу.

Обратите внимание, что в тональностях D-dur и Es-dur  не указаны ключевые знаки. Это сделано для простоты восприятия детьми первых упражнений, связанных с чтением нот. Однако, педагог, при слуховой настройке на ту или иную тональность, должен, конечно, иметь ввиду соответствующие ключевые знаки.

Хвосты одинаковые, а лапы разные!

Знакомство с попевкой можно начать с тематической наглядной КАРТИНКИ. В графическом виде попевки «зашифрована» и звуковысотная (выше-ниже), и ритмическая (больше-меньше) сторона мелодии.

Кошачьи следы – очень яркий образ. Как ходят кошки? Какие вы тут видите следы? Следы больших и маленьких лап перепутались, да еще и шли наши коты, видимо, по склону крыши – одни следы повыше, а другие - пониже …

Предложите детям  изобразить движения «лапами» - руками: по коленям или столу. Будет совсем здорово, если одну коленку также поставить чуть выше, а вторую – чуть ниже. В настольном варианте – можно подложить пару книг или пенал для такого импровизированного возвышения.

От рисунка можно переходить к нотной записи.

В приложенных файлах - два варианта наглядного рисунка. Второй, помимо упомянутых звуковысотных и ритмических элементов, содержит еще один уровень наглядности - сильные и слабые доли.

Сильные доли  - в этом месте кошачьи следы сильнее "впечатались" - они изображены черным. На слабые доли коты "ступали легче" поэтому и следы остались более бледные - серые.

Дорисуем-ка хвосты!

Можно предложить ученикам самостоятельно записать по памяти ритм попевки, использовав для этого распечатки с зафиксированной звуковысотностью. Дорисовать нотные хвостики будет совсем не сложно, но очень полезно!

Нотки-гвоздики и нотки-лапки

Очень полезно повторить эту попевку в сравнении с другой: «Тук-тук молотком». Похожее мелодическое и метроритмическое движение можно сравнить по нотам. А вот спеть их нужно обязательно с разным характером!

И самое время удивиться, сколь разная музыка может получаться из одних и тех же нот!

Спустя некоторое время те же попевки будет полезно сравнить только по нотной записи - без текста. Можно из этого сравнения также устроить самостоятельную работу. Пусть ребята подпишут слова под нотами. Причем в качестве распечатки дать попевки, расположенные в другом порядке.

Материал по теме: 

Тук-тук

Наглядный рисунок,
нотная запись на сокращ. и полном нотоносце
(в C, D и Es).
Задания на определение ритма

для 1 кл.