Фуга

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Тип:: 
терминология
Класс: 
5
6
7
8

Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga - бег - называется многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам.

Кто же здесь бежит и кого догоняет? Достаточно вспомнить такие выражения как «движение мысли», «ход рассуждений», «ход беседы» - и многое становится на свои места.

С «беседой друзей» сравнивал музыку полифонического склада И.С. Бах. Два, или три, или четыре голоса «беседуют» между собой - как из нитей сплетают узорчатый шнурок.

Фуга - это самая сложная, самая искусная, самая занимательная «беседа» из всех полифонических жанров.

В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема - яркая, хорошо запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных голосах. Этот приём называется имитация. Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными.

Как правило, фуга составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией. Такие циклы, кроме Баха, писали Шостакович, Хиндемит.

Иногда фугу предваряют или продолжат другие формы, например, фантазия, вариации или хорал. Такие циклы есть у С.Франка, Ф.Караева.

Фуга может быть не только самостоятельным произведением или частью цикла, но и частью или эпизодом крупного сочинения - симфонии, оратории, кантаты или реквиема. В симфонии чаще встречается не фуга в полном, законченном виде, а построение вроде фуги, содержащее в себе первые проведения темы и переходящее затем в музыку гомофонного склада. Такие построения носят название фугато. Яркий пример фугато можно услышать в хоровой интродукции оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Литература и источники:

  • Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., "Советский композитор", 1984
  • Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. СПб "Композитор. Санкт-Петебург", 2008