Кант

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.7 (9 оценок)
Тип:: 
терминология
Класс: 
4
5

Канты – это многоголосные песни. Само  название жанра произошло от латинского слова cantus, что значит "пение". 

Своими истоками они уходят в музыкальную культуру Польши, где с середины XVI века были известны под названием «кантычек». В  XVI-XVII веках канты распространились в Белоруссии, на Украине и в России.

Тематика кантов была очень разнообразной. Так, во 2-й половине  XVII в.  среди духовенства получили широкое распространение канты духовного содержания. Так называемые «покаянные» и назидательные канты имели хоральный склад и мерную ритмику, исполнялись неторопливо и спокойно.

В эпоху Петра I популярным "массовым жанром" стали канты на патриотические темы. Они заняли прочное место в официальных торжествах, посвященных событиям государственной жизни и военным победам.

При Петре I по случаю выигранных сражений на улицах Москвы, а затем и Петербурга воздвигались триумфальные ворота. В воротах победителей встречали торжественные фанфары военных оркестров и хоры певчих. В честь царя и его полководцев исполняли специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических" (от греч. panhgurikoz - чрезмерное восхваление, хвалебная песнь) или "виватных" (от латинск. Vivat - да здравствует!). Пение чередовалось с  чтением «похвальных слов», пушечной пальбой, колокольным звоном и сопровождалось игрой на медных духовых инструментах, исполнявших куплет канта или какую-либо его часть. 

Со временем канты стали звучать и в домашнем быту в качестве здравицы (после торжественных речей и приветствий). Панегирические канты включались также в пьесы школьных театров Москвы и Санкт-Петербурга, где исполнители «отроки в три гласы заспевают, на органах взыгра нот Мусику».

Действительно, основной чертой музыкального склада кантов является трехголосное изложение с параллельными движениями двух верхних голосов и самостоятельным басом, выполняющим роль гармонической основы.

Мелодика кантов вобрала в себя интонации знаменного роспева, польской, украинской, белорусской и русской народной песенности. В Петровских кантах нередко использовались интонации фанфарного склада, напоминающие военные сигналы. Распевы-юбиляции  на словах "Виват!" и  четкий маршевый ритм способствовали созданию праздничного, торжественного характера, восхваляя самодержца и знаменуя собой новый государственный порядок.

Асафьев писал: "В свое время кант явился в своем маршево-хоровом облике детищем реформированного русского общественного сознания: на смену прекрасным, но все же созерцательно роспевным формам русской народной песенной культуры и безусловной статике культовой культуры роспевов кант принес мелос в движении, четких ритмах, в конструктивной члененности напева силлабическим метром. Росла жизнь городов, привлекая, собирая народные силы, привился и кант и стал выразителем послереформенного народного государственного сознания как песня-марш".

К середине XVIII века жанр канта достиг наивысшего расцвета. В этот период  появляются  исторические, лирические, шуточные канты, сохранившие свою популярность вплоть до начала XIX века.

Авторами текстов нередко становились лучшие литераторы своего времени. Сохранились канты, сочиненные В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым, А.П. Сумароковым. Однако по традиции создание музыки канта авторством не считалось и в рукописных сборниках (а именно в такой форме распространялись канты) имена композиторов не указывались. Вследствие этого авторство музыки нередко приписывалось поэтам – авторам текстов.

С самого начала существования кантов возникла также традиция их исполнения на известные напевы – «на голос» наиболее популярных кантов. Поэтому наряду с нотными, имелось большое количество текстовых рукописных сборников кантов. Значительная часть кантов переходила из сборника в сборник, а  напевы многих кантов существовали в разных вариантах.

Исполнялись канты чаще всего а capella. Хотя, в зависимости от тематики конкретного произведения,  бас или вся фактура могла дублироваться на инструментах. В покаянных и назидательных кантах - на органе, в панегирических – на духовых инструментах.  Любовные или пасторальные канты могли сопровождаться игрой на лютне, гитаре, клавесине, фортепиано, а также включать элементы театрализации.

Наиболее ярким примером влияния фольклора на этот профессиональный жанр  были шуточные канты. В рукописных сборниках 60-70-х годов XVIII века можно было встретить немало городских народных песен.  Их можно считать самой ранней формой фиксации народного песнетворчества, так как печатные собрания песен возникли лишь в 70-80-е гг. и были составлены на основании рукописных сборников.

В результате взаимовлияния канта и городской народной песни произошли изменения в обоих жанрах: песня приобрела стилистические черты канты (фактура, структура напева), а кант – разнообразие тематики, богатство ритма и форм.

Использованная литература:

  1. Б.В.Асафьев. М.И. Глинка. Л., "Музыка" 1978.
  2. Избранные русские канты XVIII века. Вступительная статья В. Копыловой. Л., "Музыка" 1983.
Материал по теме: 

Виват

русский кант

3-х голосие для распевания

для 4-7 кл.

Виват!

русский кант

3-х голосие

для 6-8 кл.