Кантата

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.1 (8 оценок)
Тип:: 
терминология
Класс: 
4
5
6
7

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Кантаты бывают и светского, и духовного содержания. Встречаются кантаты торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.

История жанра начинается в первой половине XVII в. Тогда вокальное сочинение для одного голоса называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. Алессандро Скарлатти, один из корифеев оперы XVII века, написал множество кантат – концертных мини-опер, в которых разыгрываются пасторальные или юмористические сюжеты, - но разыгрываются только в ариях, дуэтах и речитативах, но не на сцене. Классиком жанра стал итальянец Джакомо Кариссими, который немало способствовал развитию духовной кантаты.

Но наивысшего расцвета жанр духовной кантаты достиг в протестантской части Европы – в Англии и Германии. Важную роль в этом сыграли сборники текстов кантат, составленные Э. Ноймайстером; в них сочетались библейские тексты, хоральные строфы, речитативы и арии «da capo». К этому типу кантаты обратились, в частности, Г.Ф. Телеман и И.С. Бах, благодаря которому кантата заняла почётное место среди современных ему крупных музыкальных жанров.

Бахом написаны сотни духовных кантат, предназначенных для церковных праздников. Они разнообразны по составу исполнителей и по содержанию. В их музыке выступает богатейший мир человеческих чувств - лирических и драматических, радостных, спокойно-созерцательных и трагических. Баху принадлежит также около 20 светских кантат (самые известные – «Крестьянская», «Кофейная», «Феб и Пан»).

Следующий этап в развитии жанра связан с творчеством В.А. Моцарта. В своих "масонских" кантатах, созданных в последние годы жизни, как и в мессах, Моцарт вырабатывал тот хоровой стиль, который в столь совершенных формах представлен в его Реквиеме.

Во 2-й половине XVIII в. немецкая церковная кантата подверглась критике со стороны представителей немецкого просветительства и утратила прежнюю популярность. Значительного развития достигает немецкая. светская кантата, в особенности сольная, которая сформировалась ещё на рубеже 17-18 вв. под влиянием итальянских образцов и была тесно связана с оперой.

Во Франции кантатно-хоровые жанры играли большую роль во время Великой французской революции; своим героическим пафосом они вдохновляли народ на борьбу против тирании. Много произведений этого рода создали Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Ф. Ж. Госсек.

Жанру кантаты отдал дань Л. Бетховен, написавший кантату «Морская тишь и счастливое плавание» на стихи И.В. Гёте. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов (на сл. «Оды к радости» Ф. Шиллера) по существу также является кантатой.

В творчестве композиторов-романтиков XIX в. жанр кантаты отходит на второй план. Ими созданы лишь отдельные произведения в этом жанре либо приближающиеся к нему: «Победная песнь Мириам» Ф. Шуберта, «Аврора» Россини, «Рай и Пери» Р. Шумана, «Первая Вальпургиева ночь» Ф. Мендельсона, «Последняя ночь Сарданапала» Г. Берлиоза, «Бетховенская кантата» Ф. Листа. В этих и подобных им кантатах используются выразительные средства, типичные для романтической оперы.

В XX в. за рубежом возникают понимание кантаты как произведения, предназначенного для любительского музицирования, в особенности музицирования молодёжи («Мы строим город» и другие кантаты П. Хиндемита, сочинения Й. Хаса, X. Бергезе и др.). Появляются сочинения, объединяющие в себе черты кантаты и других жанров. Например, сценические кантаты «Carmina Burana», «Catulli carmina» К. Орфа, «Триумф Афродиты", И. P. Стравинского.

В России кантаты начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. («Москва» П.И. Чайковского, «Песнь о вещем Олеге» и «Из Гомера» Н.А. Римского-Корсакова, «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» С.И. Танеева, «Весна» и «Колокола» С.В. Рахманинова, Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «История доктора Иоганна Фауста» А.Г. Шнитке). Создавались кантаты, посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева — к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).

Кантатно-ораториальный жанр занимает одно из ведущих мест в современном композиторском творчестве. Об этом говорит и количество созданных за последние десятилетия произведений в этой области, и обращение к кантате и оратории широкого круга композиторов, разных по своим творческим индивидуальностям, и появление таких выдающихся сочинений, как кантаты и оратории Свиридова: «Курские песни», «Деревянная Русь», Маленькая кантата для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, на слова С. Есенина, «Снег идет» - Маленькая кантата для хора и симфонического оркестра на слова Б. Пастернака, «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова, для смешанного хора и симфонического оркестра. «Ночные облака» на слова А. Блока.

Литература:

  • Ливанова Т., История западно-европейской музыки до 1789 года, М. - Л., 1940, с. 248-253;
  • Келдыш Ю., Оратория, кантата, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М. - Л., 1947;
  • Хохловкина A., Пути развития советской оратории и кантаты, "СМ", 1949, No 3;
  • Хохловкина А. Советская оратория и кантата, М., 1955;
  • Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960.