Полька

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.7 (6 оценок)
Тип:: 
терминология
Класс: 
1
2
3

Полька - чешский танец (от "pulka" - буквально: половинка шага) в размере 2/4.

Танцоры передвигаются мелкими быстрыми прыжками на счет "1-и-2" - и на счет "и"  делают как бы не полный, а половинный шажок.

Полька - танец парный. Пары словно летят по кругу - получается очень легко и весело.

В 30-х годах XIX века из чешского крестьянского танца, полька превратилась в обязательный "нумер" аристократических балов. И в этом качестве покорила высший свет всех европейских столиц - от Парижа до Санкт-Петербурга.

Посреди огромной залы
Средь сияющих зеркал
Танцевали ловко пары
Был в разгаре шумный бал

И старались музыканты:
Полонез, мазурка, вальс –
Показать свои таланты…
Вот и полька занялась –

Закружилась, полетела,
Понеслась - и замерла...
Эта полька звонко пела,
Звонко  пела до утра.

Посреди огромной залы
Средь сияющих зеркал
Польку танцевали пары –
Был в разгаре шумный бал!

 В XIX веке было создано немало полек именно для танцев, веселого времяпровождения. Штраус, Глинка, многие другие композиторы писали такую музыку. Прекрасные образцы этого жанра можно встретить в балетных и оперных спектаклях того времени.

Но и несколько позже, когда на смену ей пришли новые модные танцы, - полька не была забыта. Рахманинов, Шостакович, Шнитке,  другие композиторы XX века продолжали сочинять произведения с таким названием. Хотя они, конечно, уже были далеки от танцевальных площадок и предназначались для концертной эстрады - как виртуозные пьесы искрометного или изящного характера.

Музыкальный портрет жанра

В школьных программах полька часто возникает в паре с вальсом. В контрастном сопоставлении наиболее наглядно проступают черты как  одного, так и другого жанра: плавный, "плывущий" вальс - и прыгающая, летящая полька; вальсовый трехдольный размер и яркая двухдольность - в польке.

Это различие размеров 2/4 и 3/4 хорошо слышно в аккомпанементе. Более того - оно не только хорошо слышно, но и хорошо видно. Если ваши ученики еще не владеют в достаточной степени навыком чтения нот, то даже на уровне восприятия "нотного рисунка" будет хорошо видна разница:

Вальс. Формула аккомпанемента   или    Полька. Формула аккомпанемента   и т.д.

 

Но и в мелодиях польки тоже есть свои излюбленные - в первую очередь ритмические - обороты. Пролистайте нотные страницы популярных полек - и в большинстве из них вы встретите  ритмическую фигуру из восьмых и шестнадцатых в том или ином виде:

Полька. Ритмические формулы

... Этакая игривая парочка шестнадцатых, которые словно подстегивают, "подначивают" стаккато восьмушек.

Памятка педагогу. Важно помнить, что для выявления типичных признаков жанра - одного-двух  произведений недостаточно. Дети должны услышать и осознать эти закономерности как минимум на 5-6 характерных образцах.

Еще одна распространенная ошибка - использование сразу же лучших произведений, шедевров - например, "Итальянской польки" Рахманинова. Подобные пьесы - это скорее концертные фантазии, опирающиеся на хорошо узнаваемые признаки жанра (характер, темп, размер, ритм). И для того, чтобы их оценить по достоинству, неплохо бы знать музыку, более близкую к бытовой основе жанра - то есть такие польки, под которые действительно танцевали, или под которые можно смело танцевать, не боясь нарушить художественный образ. И тогда, понимая и чувствуя, что такое "среднестатистическая" полька - уже можно любоваться, насколько тонко и изысканно претворил великий композитор знакомый танцевальный образ в совершенно другом жанре - жанре концертной виртуозной пьесы.

Танцевальный портрет жанра

Урок музыки - это, конечно, не танцкласс. Но некоторые несложные движения вполне можно сделать и на музыкальном занятии. Тем более, что для понимания характера польки - это и нужно, и полезно!

Шаг польки  является сочетанием легкого пружинящего бега и подскока : "раз-и-два" - три небольших шага бегом на полупальцах правой-левой-правой ногой; на "и" подскок на правой ноге, левая слегка выносится вперед с согнутым коленом; в следующем такте повторяется то же самое с левой ноги.

Главную трудность для детей представляет смена ноги в каждом такте. Чтобы избежать ошибок, можно вначале предложить детям подчеркивать "раз" каждого такта хлопком в ладоши - это помогает не сбиваться с ритма (избавляет от частой ошибки, когда подскок делается не на последней, а на первой восьмушке такта).

Предлагаемый ниже фрагмент методической разработки С.Рудневой "Учимся танцевать польку" помогает постепенному освоению шага польки, выработке нужной координации между слухом и движением.

тт. 1-4 (вступление). Дети, стоя на месте, тихонько хлопают в ладоши в ритме польки, отмечая хлопком первые три восьмые каждого такта.

тт. 5-12. Исполняют этот же ритм тремя легкими притопами на месте то с правой, то с левой ноги и паузой на четвертой восьмой. Ноги ставятся на полупальцы. Руки - на поясе.

тт. 13-20. Продолжают те же движения на месте, или продвигаясь вперед, но на четвертой восьмушке (вместо паузы) делают легкий подскок на той же ноге, которой только что притопнули.

Сначала движения можно попробовать без музыки. Важно при этом не заучивать какое-то определенное число раз повторения одного и другого движения. Затем предложите ребятам самим услышать, когда музыка "запрыгает" , чтобы  они могли добавить подскоки самостоятельно тогда, когда им подскажет их музыкальное чувство. Чешская народная мелодия "Печь упала" аранжирована здесь таким образом, что отчетливый полечный ритм, звучащий все энергичнее и веселее, помогает детям почувствовать ритм и характер танца и научиться передавать его в движении.

Начинать нужно, конечно, со сдержанного темпа. Затем, проводя в течение нескольких уроков такую польку-разминку можно постепенно приблизиться к настоящему - достаточно оживленному темпу.

Через несколько занятий мелодию можно сменить - чтобы постепенно расширялся "ритмоинтонационный словарь" жанра. Проверить, как дети усвоили шаг польки поможет обработка еще одной чешской мелодии ("Чешская полька" обработка Н.Френкель):

Дети стоят в кругу. Один ребенок - в центре.

тт. 1-4. Ребенок, находящийся в центре, двигается вдоль круга детей шагом польки (руки у мальчиков на поясе, девочки придерживают юбочку). Остальные могут отхлопывать ритм или выполнять шаги и подскоки на месте (как в предыдущем упражнении).

т. 5. Двумя простыми шагами танцующий подходит к тому ребенку, к которому приблизился на 4-м такте.

т. 6. Танцующий останавливается и кланяется, приглашая танцевать того, перед кем остановился.

тт. 7-8. Взявшись за обе руки, дети тремя простыми шагами меняются местами.

Упражнение повторяется. Теперь танцует приглашенный ребенок. и т.д.

Выше преведены описания танцевальных упражнений из пособия "Музыкальное движение", в котором можно найти еще немало идей по компоновке парных танцев, различных фигурных перестроений и хореографических композиций более сложного уровня.

Полезные ссылки
Материал по теме: 

Полька

народный танец

Партитура на 2, 3 или 4 металлофона или ксилофона

Для 2-4 кл.

Полька

d-moll. Музыка М.И. Глинки

Пьеса для фортепиано
Ансамбль для ф-но в 4 руки
Переложение для ансамбля: блокфлейта, бубен, румба, треугольник, металлофон

для 1-2 кл.