Программная музыка

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (10 оценок)
Тип:: 
терминология
Класс: 
3
4
5
6

Нередко композиторы, чтобы помочь слушателям лучше понять музыку, дают  "программу", то есть предпосылают сочинению, прежде всего инструментальному, литературное описание. Такую музыку называют программной.

Программа инструментального сочинения не обязательно должна быть развернутой. Иной раз достаточно лишь назвать литературное произведение, на сюжет которого написана музыка, и слушателю становится ясным, о чем пойдет речь. Одни только заглавия "Шехеразада", "Прометей", "Осуждение Фауста", "Тамара" - многое говорят тому, кто читал поэмы Лермонтова и Гете, знаком со сказками "Тысячи и одной ночи" и античными мифами.

Конечно, такие сочинения можно слушать и не зная программы. Музыка все равно будет воздействовать на вас, вызывая определенные эмоции и чувства. Например, "Ромео и Джульетта" П.И. Чайковского не потеряет своей красоты и выразительности. Но слушателю, не знакомому с шекспировским сюжетом, будет непонятно, почему в этой увертюре столько контрастов, отчего в финале звучит траурная мелодия, какую роль играет поэтическая тема любви, и так далее. И насколько глубже воспринимается это произведение, если знать подробности сюжета, понимать трагическую историю двух любящих сердец, оказавшихся в сетях вековых предрассудков.

Иногда программой становятся эпиграфы, предпосланные всему сочинению или его отдельным частям. По программе, предложенной издателем, Чайковский написал свой знаменитый цикл "Времена года". В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона - зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Каждой из двенадцати миниатюр предпослан заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки.

Седьмой (Ленинградской) симфонии, созданной Дмитрием Шостаковичем в тяжелые месяцы блокады родного города, предпослан эпиграф-посвящение: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, нашему родному Ленинграду". Эта программа воплощена в музыке. Когда композитор задумывал  симфонию, поначалу он обозначил ее части словами: "Война", "Воспоминание", "Родные просторы", "Победа". Потом он снял заголовки. Но программа осталась в содержании музыки..

Шостакович утверждал, что любую содержательную музыкальную вещь, раскрытую автором глубоко и по-настоящему художественно, можно считать программной. Такого же мнения был и П.И. Чайковский. Он говорил, что "вся музыка, в сущности, программна".

Даже в таких "бессловесных" видах музыки, как симфония, или инструментальные жанры слово обогащает музыку, делает ее более понятной, доступной. Возникает, по словам Ромена Роллана та тетива слов, которая помогает стрелам звуков проникнуть в сердце.

По материалам книги Л.Тарасова "Музыка в семье муз" - Л., Дет. лит. 1985.

Немного истории

Появление программной музыки на рубеже XVII-XVIII веков связано с творчеством французских клавесинистов. Так, почти все пьесы Франсуа Куперена имеют определенное название. Это или зарисовки картин природы ("Бабочки", "Тростник", "Пчелы"), или сцены сельского быта ("Сборщицы винограда", "Жнецы").

"Сочиняя свои пьесы, - писал композитор в предисловии к первой книге клавесинных пьес, - я всегда имел ввиду определенный сюжет - различные обстоятельства мне его подсказывали. Поэтому названия соответствуют идеям, которые у меня были при сочинении данных пьес. По их поводу следует отметить, что это - своего рода портреты..."

Куперен и в самом деле создал целую галерею портретов. В некоторых произведениях представлены образы конкретных людей, его окружавших - сестры, дочери, друзей, его учениц - богатых аристократок. В других он создает портреты - национальные характеры: "Флорентийка", "Испанка", "Француженка". В таких миниатюрах, конечно, ощущались танцевальные ритмы, характерные музыкальные интонации того или иного народа.

Т.В.Чередниченко отмечает смысловую связь между инструментальных пьес и сюит, сочинявшихся Л.К.Дакэном, Ж.Ф.Рамо, Ф.Купереном, с музыкальным театром того времени. От балетных сцен они взяли танцевальную канву, а от оперы - идею картины и характера. И действительно, в одной из сюит Куперена друг за другом идут практически идеальные сценические героини: "Прилежная", "Лукавая", "Страстная", "Льстивая", "Шалунья", "Принцесса чувств"...

Также  на балетной сцене Парижа к тому времени стали уже традиционными различные пасторальные сюжеты, в которых разыгрывались сцены охоты иликрестьянской жизни. При этом танцоры нередко изображали различных животных. В продолжение этой традиции клавесинисты вывели в своих пьесах и сюитах целый зоопарк. Хорошо известны "Кукушка" Дакэна и "Курица" Рамо, а были еще и павлины, и лошади, и коровы, и даже свиньи. Во всех "зоологических" пьесах отправным моментом оказывался звукоизобразительный мотив, передающий характерный крик животного. Нанизанный на танцевальную основу, этот мотив повторялся и варьировался, перемежаясь с так называемыми общими формами движения и "подтверждал" заданную названием программу.

В Италии XVII-XVIII веков Чередниченко отмечает иное направление, в котором основная "программная идея" - это время. Симптоматично, что Антонио Вивальди наиболее популярный свой концертный цикл озаглавил "Времена года". Итальянских инструменталистов время интересовало еще и как столкновение конфликтных мгновений. Не случайно Д.Скарлати. А.Корелли, Б.Марчелло, Д. Торелли, Д.Витали создали пьесы под названием "Баталия" ("Битва")

"Самостоятельная программная идея" немецкой музыки родилась в опоре на хорал. Все прихожане прекрасно знали мелодии и слова наиболее популярных церковных "шлягеров". Используя тот или иной мотив из всем известного хорала, композитор, конечно, апелировал и к его словесному тексту, который и выполнял для слушателей роль "программы".

Особого расцвета программность достигла в XIX веке - в эпоху романтизма. Композиторы даже специально заботились о том, чтобы разъяснить литературную программу своего инструментального сочинения, и на концертах слушателям раздавались специальные комментарии-программки.