Увертюра

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.7 (3 голоса)
Тип:: 
терминология

Великий оперный реформатор Глюк говорил о том, что увертюра должна "предупредить слушателей о характере предстоящего действия и оповестить их о содержании" оперы. Для этого необходимо было строить увертюру на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречались бы в опере. И не просто встречались, а играли бы важную роль в ее драматургии.  Возьмем, к примеру, увертюру к "Руслану и Людмиле" Глинки – в ней нет ни одной мелодии, которая затем не использовалась бы в опере.

А знаете ли вы, что знаменитую увертюру к опере "Севильский цирюльник" Россини написал значительно раньше, когда и не думал еще о создании оперы по комедии Бомарше? Он предназначал ее для оперы "Аврелиан в Пальмире". Но эта опера провалилась, и вскоре после премьеры о ней уже никто не вспоминал. Тогда композитор перенес увертюру в одну из следующих своих опер, "Елизавету, королеву английскую". И лишь годом позднее, в 1816 году, она была исполнена перед началом "Севильского цирюльника", вместе с которым и приобрела всемирную известность.

Из истории русской музыки можно привести ещё один весьма показательный пример. Московскую постановку оперы  "Иван Сусанин" в 1842 году вместо  глинкинской увертюры открывала увертюра композитора Иоганниса, сочиненного на тему царского гимна. Сегодня нам трудно себе представить такую замену. А в те времена это было в порядке вещей.

Изначально оперная увертюра вообще представляла собой что-то вроде оркестрового сигнала: она звучала как призыв к вниманию, предупреждение зрителям о том, что нужно собираться в зале, так как скоро начинается действие оперы. Во время исполнения увертюры входили, рассаживались, не боясь шуметь.

Кстати, само слово ouverture в переводе с французского означает -- начало, открытие. Конечно, прекрасные увертюры Россини служили вовсе не для того, чтобы рассаживаться под их звуки. Их и слушали с удовольствием. Но главной их целью было только создать праздничное, приподнятое настроение у зрителей, привлечь их внимание к сцене. Тогда увертюру еще не было принято непременно связывать с содержанием оперы.

Но со временем идея Глюка восторжествовала. И композиторы стали обращать все больше внимания на её характер, образы, соответствие сюжету предстоящего действия. Можно сказать, что увертюра в опере - как вестибюль  в старом дворце. Попав сюда, мы догадываемся, какого рода апартаменты ожидают нас впереди. Слушая увертюру в исполнении оркестра ещё при закрытом занавесе, мы в общих чертах догадываемся, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьёзными, бурными или достаточно спокойными.

В вестибюле перед входом в зал, да и в обычной прихожей перед входом в комнату - люди приводят себя в порядок. Что полагается делать в прихожей? - Снять верхнюю одежду, может быть заглянуть в зеркало,  поправить прическу... Так и здесь.  Слушая увертюру к опере, мы тоже приводим в порядок свой внутренний мир перед главным событиями на сцене, настраиваем свои мысли и чувства на нужный лад.

Конечно, увертюры бывают не только в операх. Ими открываются балеты, оперетты, иногда –  драматические спектакли и кинофильмы.

Но в  XIX веке увертюрой стали называть и самостоятельные одночастные произведения для симфонического оркестра. Первыми классическими образцами произведений этого жанра стали испанские увертюры Глинки "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде" –  программные симфонические пьесы, основанные на подлинных испанских мелодиях, сочиненные композитором под впечатлением своего путешествия по Испании.

Начало этому жанру –  самостоятельной симфонической увертюры –  положил Бетховен. Правда, симфонических увертюр как таковых он не писал, но его увертюры к драмам "Эгмонт" и "Кориолан", а также увертюра к опере "Фиделио", которая имеет отдельное название  – "Леонора", стали звучать отдельно от спектаклей, для которых предназначались. А увертюра Мендельсона "Сон в летнюю ночь" была написана как самостоятельное произведение, навеянное пьесой Шекспира, и лишь много лет спустя появилась музыка ко всей комедии.

А затем и многие другие композиторы начали писать увертюры, не связанные со сценическими пьесами. Но отличительным признаком увертюры осталось программное название, ее, хотя бы косвенная, связь с каким-то конкретным сюжетом.

Литература и источники:

  • Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., "Советский композитор", 1984
  • Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. СПб "Композитор. Санкт-Петебург", 2008