Звуковысотность

Рейтинг: 
Пока оценок нет
Тип:: 
элементы музыкального языка
Класс: 
1

Высота - одно из основных свойств музыкального звука.

Высота зависит от частоты колебаний - чем чаще колебания струны или воздушного столба (например, в духовых инструментах) - тем выше звук. Абсолютная высота звука измеряется числом колебаний в 1 секунду. Например, в нашей стране с 1936 года нотой "ля" первой октавы принято считать звук, соответствующий 440 колебаниям в секунду.

Некоторые люди обладают способностью слышать абсолютную высоту звука. У других она может развиваться в процессе занятий музыкой. В частности, в методике В.Брайнина для этого имеется  ряд специальных упражнений. Некоторые также занимаются развитием абсолютного слуха по методикам Бережанского, Гулыниной и Бёрджа. К аналогичным результатам, по утверждению автора, приводят занятия по системе "Хроморяд Белецкого"

Но наличие абсолютного слуха совершенно необязательно даже для профессиональных музыкантов, так как в музыке гораздо большее значение имеет относительная высота звуков. Именно она является основой важнейших музыкальных красок - мелодий, ладов, интервалов, аккордов.

В работе с детьми - первая задача - научить отличать и пропевать 2-3 различных по высоте звука. Н.Ветлугина рекомендовала вести к этому понятию через освоение регистров. После того, как дети научатся различать высокий и низкий регистры, они легко усваивают и применяют термины "высокий" и "низкий" к отдельным звукам.

Песни и упражнения рекомендуется выстраивать в таком порядке, чтобы сначала дети осваивали понятие "выше-ниже" на более широких интервалах септимы, сексты. А затем расстояние между более высоким  и более низким звуком постепенно сокращается до квинты, кварты, терции, секунды.

Вниманию педагога:

Учителям музыки, работающим с "начинашками", будет небезинтересно сопоставить именно такую методическую последовательность с историческим взглядом на развитие звуковысотного интонирования. Предлагаем вам ознакомиться с небольшой выдержкой из книги Т.В.Чередниченко «Музыка в контексте культуры», где автор реконструирует отногенез данного явления.

"Первоначально мелодические линии интонировались так называемым зонным звуком, чья высота колебалась в пределах более или менее размытого звукового поля. С сегодняшней точки зрения такое пение было «фальшивым». Человек пел не точными звуками, а, так сказать, регистрами. Для слуха были важны различия вообще высокого и вообще низкого, их яркий контраст. Но такой контраст уместен  в ситуациях, когда музыка должна «бросаться в уши», мгновенно активизировать внимание или выражать экстремальные физиологически-эмоциональные состояния, например, жреческий экстаз. Подобные ситуации отражаются в наиболее ранних музыкальных жанрах: сигнальных закличках, магических заклинаниях, похоронных причитаниях и т.п. Их мелодический контур строится на голом контрасте высокого и низкого регистров.

Иначе обстоит дело в спокойных жанрах: эпических песнях, танцевальных запевках. Распеть объемный текст эпоса ( в современных изданиях тот или иной эпос может занимать не один том) или долго петь, одновременно танцуя, невозможно, если не экономить энергию. Экономия сил выражается в том, что мелодия поется на малом расходе дыхания. Но малый расход дыхания неизбежно сужает высотный объем мелодической линии. Она укладывается в зону нормального речевого рестистра.

Поскольку в таком узком объеме линии роста-спада напряжения все же подчеркиваются, то зонный звук волей-неволей дифференцируется. Звуковое поле постепенно расчленяется на отдельные кванты, более или менее стабильные по высоте. Вместе с их появлением возникает предпосылка для установки разнообразно-детализированных связей между звуками."

Использованная литература:

  • Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Изд. 6-е. М., "Музыка", 1968
  • Должанский. А. Краткий музыкальный словарь. Изд. 5-е. М., "Музыка" 1966.
  • Чередниченко Т.В. Музыка в контексте культуры. Вып 1. Долгопрудный, Аллегро-пресс. 1994.
Материал по теме: 

Качели

Музыка Е.Тиличеевой, слова М.Долинова

Песенка-распевка
Выше - ниже, септима

для 1, 4-5 кл.

Эхо

Музыка Е.Тиличеевой, слова М.Долинова

Песенка-распевка
Выше - ниже, секста

для 1, 4-5 кл.

Курица

Музыка Е.Тиличеевой, слова М.Долинова

Песенка-распевка
Выше - ниже, квинта

для 1, 3-4 кл.

Труба

Музыка Е.Тиличеевой

Песенка-распевка
Выше - ниже, кварта
Партитура для ДМИ

для 1-2 кл.