Внеклассная работа

Эстрадно-джазовый ансамбль в школе

Музыка в школе – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной творческой деятельности раскрывает вместе с ней и себя, свой творческий потенциал. А эстрадно-джазовый ансамбль - одна из наиболее привлекательных форм музицирования.

Современная ситуация отношения подрастающего поколения к музыке далеко не однозначна, в ней скрываются глубокие противоречия. Средства массовой информации, печать, студии видео и звукозаписи, шоу-бизнес и другие средства распространения музыки способствовали сокращению собственно музыкальной деятельности. На первый план как ведущая форма музыкальной активности выдвинулось слушание музыки. Между тем, “наслушанность” не является показателем подлинного интереса к музыке, поскольку предпочтения детей чаще всего определяются такими внемузыкальными факторами, как престижность, мода и т.д.

Не в такие уж далекие времена почти в каждом учебном заведении – будь то школа, училище или институт – был свой инструментальный ансамбль. И неважно, что возглавляли их подчас не профессиональные музыканты, а просто учителя-энтузиасты. Важно, что такой ансамбль всегда был гордостью, особым культурным центром школы, точкой активной реализации ребячьего творческого горения. Эта традиция ушла в прошлое. Создавая в сегодняшней школе инструментальный ансамбль, рискуешь попасть под агрессивное влияние «попсы», навязываемой индустрией шоу-бизнеса. Но если не идти по пути создания доморощенного «ансамбля для ног», а попытаться развить природные детские способности: воображение, память, внимание и другие качества именно через игру в инструментальном ансамбле, то определенную пользу это может принести и теперь.

Эстрадно-джазовый ансамбль может входить в систему дополнительного образования во второй половине дня. Дети посещают занятия по желанию, проявляя интерес к определенному музыкальному инструменту. Очень важно, что занятия во второй половине дня предоставляют возможность родителям наблюдать за деятельностью своего ребенка и активно подключаться к ней.

В начальной школе основное внимание сосредоточено на развитии интереса, желания играть на выбранном инструменте, воспитании чувства ритма, освоении правильных приемов звукоизвлечения. Дети получают первые навыки индивидуальной и ансамблевой игры через развитие их творческого потенциала, побуждение к активным самостоятельным действиям. Благодаря этому в средней школе они уже могут играть в ансамбле сложные музыкальные композиции с импровизацией каждого исполнителя, мини-мюзиклы, музыкально-театральные постановки с живым исполнением.

Минимум инструментов для создания эстрадно-джазового ансамбля в школе включает в себя фортепиано (синтезатор), бас-гитару, ударную установку. В более широком составе используется следующий набор: два синтезатора, бас- и ритм-гитары, барабанная установка, различные шумовые инструменты. Электроинструменты предполагают также наличие достаточного количества соединительных шнуров, микрофонов, микшерского пульта, усилителя, колонок.

Такая постановка занятий предъявляет серьезные требования к уровню профессионального мастерства педагога. Он должен сам уметь играть на нескольких музыкальных инструментах, знать методические приемы по обучению игре на каждом из них. Он должен суметь правильно и эффективно организовать и индивидуальные и групповые занятия, сделать правильный выбор инструментов и постоянно поддерживать их в рабочем состоянии.

Программа занятий в эстрадно-джазовом ансамбле рассчитана на детей начальной и средней школы и состоит из трех разделов:

  1. Музыкальная грамота, знакомство с импровизационными музыкальными стилями и направлениями.
  2. Эстрадно-джазовый ансамбль.
  3. Актерское мастерство артиста эстрады.

Для того чтобы ребята с самого начала почувствовали себя членами единого музыкального коллектива, необходимы еженедельные групповые занятия. Здесь в игровой форме изучается музыкальная грамота, гармония, проводятся ритмические диктанты. Постепенно эти групповые занятия переходят в игру в ансамбле.

Музыкальная грамота создает необходимую основу. Она развивает чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух. Относительная сольмизация, используемая для развития ладового чувства, выступает в тесном единстве с абсолютной; большое значение имеет транспонирование, ритмические диктанты. И, конечно, неотъемлемой частью каждого занятия является собственно импровизация, которая позволяет следить за развитием каждого ученика, видеть уровень его музыкальности, творческий потенциал.

При знакомстве с музыкальными стилями и направлениями используются только лучшие образцы джаза, поп- и рок-музыки, отграниченные от низкопробных штампов коммерческого «ширпотреба». Учитывая данное ограничение, джаз, поп- и рок-музыку можно объединить термином импровизационная музыка. Это название позволяет выделить:

а) роль исполнителя, его интерпретации, импровизации, и

б) то, что все эти виды происходят от импровизационного джаза.

Действительно, во всех этих направлениях исполнитель имеет значительно большую свободу в обращении с музыкальным материалом по сравнению с академической музыкой. Он может не только изменять тембровую окраску, темп, акценты, но и ритмический рисунок, стиль произведения, состав инструментального сопровождения, варьировать основную мелодию вплоть до неузнаваемости – то есть импровизировать!

Центральным звеном занятий является исполнительская деятельность детей, их непосредственная игра в ансамбле. Учебный процесс протекает в различных организационных формах и видах – коллективных и индивидуальных, теоретических и практических, урочных и репетиционных. Коллективная форма способствует установлению доверительных отношений между руководителем и участниками ансамбля. Они вместе принимают участие в решении учебных и воспитательных задач при разучивании музыкальных произведений.

Индивидуальные занятия позволяют регулировать скорость продвижения учащегося в музыкально-творческом развитии в соответствии с его подготовкой и возможностями. Успех определяется правильным подбором дифференцированного материала – освоением пьес, этюдов, упражнений и систематическим контролем за их выполнением, оказанием своевременной помощи со стороны учителя. Практика показывает, что для начинающих музыкантов следует дифференцировать не столько сложность заданий, сколько меру помощи, оказываемой взрослым наставником. При умелой организации индивидуальных занятий на репетиции у ребят формируются навыки и потребности в самообразовании. При групповых занятиях ансамбль делится на исполнительские группы. Групповые занятия приучают детей к совместному исполнительству, а общение является важным условием формирования исполнительской культуры, более эффективной ансамблевой подготовки.

При работе над конкретной ансамблевой композицией, прежде чем дети выучат свои партии на индивидуальных занятиях, необходимо изучить ее форму, определить стиль, возможно, прослушать в различных аранжировках, попробовать сочинить свою…

Разучивание музыкального произведения проходит примерно по следующей схеме (на примере композиции «Мекки нож»)

  • Прослушать произведение в исполнении педагога.
  • Сообща выявить структуру (в данном случае: вступление, тема - 1 квадрат, импровизация - 2 квадрат, тема - 3 квадрат, финал).
  • Выяснить ритмическую фактуру, прохлопать ритм, выявить трудные места: паузы, ферматы, синкопы, почувствовать свинг.
  • Разобрать гармоническую структуру.
  • Работать над вступлением: добиться слаженности звучания по одному, дуэтами, группами.
  • Работать над первым квадратом: добиться легкого звучания, единого ритма.
  • Работать над вторым квадратом: предложить каждому ребенку импровизировать на своем инструменте, поиграть в вопрос-ответ, добиться развития, кульминации.
  • Работать над финалом: добиться одновременного снятия звука.
  • Объединить все части, добиться единого ритма, естественного перехода от одной части к другой, учить детей слушать друг друга.
  • Работать над динамическими оттенками и целостностью композиции.
  • Добавить театральности и артистизма в исполнение музыкального произведения.

При распределении партий в ансамбле необходимо учитывать интересы и способности детей. Наиболее целесообразно действовать по принципу «от простого – к сложному», давая сначала легкие аранжировки, для того чтобы дети почувствовали игру в ансамбле, приучились слушать друг друга. И лишь потом постепенно усложнять это же произведение, путем добавления различных «украшений» в каждую партию.

Игре в ансамбле предшествует кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем. Необходимо настроить детей на самостоятельное «усложнение» своей партии, пробудить желание импровизировать, придумывать вступление, окончание, сольные проигрыши.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Здесь надо уметь прислушиваться к своей игре и к игре своих товарищей, чувствовать  одновременное начало и снятие, смену частей, фразировку и единое настроение. Поэтому ключевой задачей для педагога здесь является подбор репертуара для ансамбля. Необходимо учитывать и возраст, и владение инструментом и общие музыкальные знания учеников.

На начальном этапе можно использовать известные детские песни с простой гармонией. Например: «Антошка», «В траве сидел кузнечик», «Песенка крокодила Гены». Затем можно переходить к известным эстрадным мелодиям. В этом плане хорошо использовать репертуар Джо Дассена, так как его песни мелодичны, легко запоминаются и, как правило, имеют простую гармоническую фактуру. Вечные темы группы «Битлз» тоже прекрасно подходят для этого этапа. Затем уже можно переходить к класическим джазовым темам:  «Вниз по реке», «Мекки нож», «Осенние листья» и т.д.

Интересным направлением развития ансамбля становится театрализация. В работу над музыкальными произведениями органично включаются элементы актерского мастерства. Это позволяет превращать обычное выступление в представление, ставить силами участников ансамбля мини-мюзиклы. Перед началом занятий проводится специальная диагностика. Выявляются потенциальные возможности и имеющиеся проблемы в развитии детей. Затем в канву занятий включаются специальные упражнения на постановку правильного дыхания, развитие артикуляционного аппарата, ритмопластики. Импровизация движений под музыку позволяет легче снять зажимы и способствовать формированию импровизации уже непосредственно на музыкальных инструментах. 

Формы развития таких выразительных средств, как искусство мимики и жеста, владение интонацией, пластикой различны:

  • ритмическая разминка: упражнения, способствующие созданию определенного эмоционального настроя, совершенствующие владение своим телом;
  • упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному в диалогах, с использованием музыкальных инструментов);
  • упражнения на мимику и жесты (способствуют лучшему пониманию детьми друг друга при игре в ансамбле, более глубокому выражению настроения музыкального произведения при его исполнении);
  • этюды на развитие воображения (под музыку);
  • поэтапное разучивание театрального действия (отдельные сценки, диалоги, движения и т.д.)

Навыки освоения сценического пространства, приемы работы «на невидимую камеру» дают ребятам ни с чем не сравнимое ощущение свободы на сцене, уверенности во время выступлений.

Об организации концертной деятельности эстрадно-джазового ансамбля нужно сказать особо. Концертное выступление – конечный результат проделанной работы, оно является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива. Такие выступления всегда являются большим стимулом творческой деятельности детей, и без них коллектив долго не может существовать.

Разные виды концертных выступлений: отчетный концерт, тематический вечер, смотр-конкурс, выступление на фестивале, концерт-лекция, танцевальные вечера, – имеют свою специфику, предъявляют свои требования к репертуару и организации самого выступления. Поэтому каждый раз выступление необходимо заранее готовить, тщательно выверяя возможности детей и реальные условия и задачи концерта.

По материалам работы системы дополнительного образования
общеобразовательной школы № 1732 г. Москвы.
Руководитель ансамбля - Бруква Е.И.

Элементарное музицирование

Программа на 1 учебный год (с тематическим планированием)

Игра на элементарных (детских) музыкальных инструментах является одной из наиболее активных и доступных форм музыкальной деятельности. Она может быть органично включена в непосредственную структуру урока музыки, но может выступать и как самостоятельная форма внеклассных занятий. Занятия по элементарному музицированию могут проводиться как в начальной школе, так и в средней.

При работе с детьми младшего школьного возраста следует опираться на опыт музыкальных занятий в детском саду, для чего на первых же уроках необходимо выявить исходный уровень теоретических знаний и исполнительских умений детей.

Для полноценной работы по элементарному музицированию на уроке используются комплекты детских музыкальных инструментов, состоящие из:

  • ручного барабана, маракасов, пандейры (румбы), блоктроммеля (коробочки), треугольника  - «малые» ударные инструменты,
  • двух ксилофонов (сопрано и альта), двух колокольчиков (сопрано и альта), и одного металлофона-сопрано - «большие» ударные инструменты (диатонические).

Кроме того, можно использовать хроматические металлофоны и ксилофоны, кастаньеты и духовые инструменты (блокфлейты), а также клавишно-язычковые и ударно-клавишные инструменты.

Формирование навыков игры на хроматических металлофонах, духовых, клавишно-язычковых и ударно-клавишных инструментах требуют дополнительного времени, что повлечет за собой расширение тематического плана и увеличения количество часов. Таким образом, можно составить программу, рассчитанную на два и даже три года обучения, при условия сохранения логики ее построения.

Разделение занятий на теоретическую и практическую часть является в достаточной степени условным, поскольку освоение названий, устройства музыкальных инструментов, их исполнительских возможностей, приемов звукоизвлечения и способов фиксации партии каждого инструмента непосредственно связаны с их практическим освоением.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
тема количество часов
на теоретических занятиях на практических занятиях итого

Вводное занятие.
Знакомство с музыкальными инструментами

1 1 2
Ритмические упражнения. Освоение навыков игры на "малых" ударных инструментах. 2 4 6
Ритмические блоки 1 6 7
Ритмические упражнения. Освоение навыков игры на "больших" ударных инструментах. 2 4 6
Разучивание репертуара 2 7 9
Музыкальные игры - 4 4
Подготовка к концерту - 2 2
Всего 8 28 36

 

ПРОГРАММА

1. Вводное занятие. Знакомство с музыкальными инструментами. Показ приемов игры на «малых» ударных инструментах (не имеющих определенной высоты звука). Показ приемов игры на «больших» ударных инструментах (имеющих определенную высоту звука).

2. Ритмические упражнения. Освоение навыков игры на «малых» ударных инструментах. Ритмические упражнения могут выполняться всем классом, либо поочередно группами, либо отдельными учениками. Это упражнения типа: «Делай, как я», в котором ритмический рисунок, динамика, характер хлопков, темп, а если доступно, то и метр постоянно видоизменяются: «Эхо», состоящее в том, что дети должны в точности воспроизвести ритмический рисунок, характер хлопков, темп, динамику движений выполняемых педагогом, либо кем-то из учащихся. Контроль и поправки дети осуществляют самостоятельно. Предварительно педагог показывает, а затем отрабатывает с детьми способы хлопков (пальцами, ладонями, чередованием пальцев и ладоней и т.п.), щелчков пальцами, шлепков по коленям, притоптываний.

Показ педагогом и усвоение детьми способов игры на ручном барабане (пальцами, фалангами, ладонью, чередованием пальцев и ладони и т.л.) на блоктроммеле (коробочке) на румбе и маракасах (встряхиванием и ударом о ладонь), на треугольнике.

3. Ритмические блоки. Создание ритмических блоков на основе детских песен и стихов. Могут быть использованы имена детей, названия цветов, птиц, животных и т.д. Использование ритмических блоков в различных остинатных сопровождениях пения самих детей, в пьесах, исполняемых учителем, и т.п.

4. Ритмические упражнения. Освоение навыков игры на «больших» ударных инструментах. Приемы игры молоточком. Игра одной и двумя руками. Разучивание простейших аккомпанементов к пьесам. Ритмические и звуковысотные импровизации на двух-трех ступенях звукоряда. Закрепление в процессе импровизационных упражнений навыков игры на различных инструментах.

5. Разучивание репертуара. Закрепление навыков игры в процессе разучивания репертуара. Объединение инструментов в оркестровые группы. Разучивание пьес по партиям. При работе с оркестром необходимо следить за тем, чтобы дети понимали дирижерские жесты, вовремя вступали, точно исполняли свою партию, правильно использовали динамические и тембровые возможности инструментов.

6. Музыкальные игры. Нахождение остинатного сопровождения. Инструментовка аккомпанемента. Продолжение начатой педагогом или кем-то из одноклассников ритмической последовательности. Сопровождение к песням и пьесам, основанное на двух-трех ступенях звукоряда. Инструментальные импровизации.

7. Подготовка к уроку-концерту. Повторение разученных пьес. Работа над эмоционально-художественной выразительностью исполнения.

Рекомендуемая литература:

  • Лаптев И. Оркестр в классе. – М., 1980.
  • Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа М.: ACT, 2000.
  • Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. – М., 1978.

Программа опубликована:
Старобинский С.Л. Кружок элементарного музицирования. /
Программы для внешкольных учреждений. М., "Просвещение", 1988, - С.126-128.