Кадриль

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3 (1 голос)
Тип: 
ансамбль
Инструменты: 
металлофон, ксилофон, бубен, маракасы, фортепиано
Количество партий: 
5
6
7
Кол-во участников: 
5-10
Тональность: 
До мажор
Жанр: 
танец
Композитор: 
музыка народная
Класс: 
2
3
4

Кадриль – это старинный танец. Ее танцевали по всей Европе, и на аристократических балах, и на сельских праздниках.

В данном случае – это карельский танцевальный наигрыш, который играли на народном инструменте кантеле (струнный щипковый инструмент, аналог русских гуслей), а позднее - и на гармонике.

Шоттиси, Кадриль и Рааттико – именно в такой последовательности танцы могли исполняться на праздниках. Описание хореографии этих танцев содержится в книге В.В.Мальми «Народные танцы Карелии» (Петрозаводск, 1978)…

В народной традиции кантеле – диатонический инструмент. Мелодии  для кантеле легко перекладываются для других исполнительских составов, основанных также на диатоническом звукоряде, например, для ксилофонов и металлофонов.

От квартета до септета.

В нашем варианте мы предлагаем исполнить эту кадриль ансамблем в следующем составе:

Металлофон, бубен, маракасы, ксилофон и фортепиано.

Если детям трудно уследить за нотной строкой своей партии, воспользуйтесь разноцветным вариантом текста.

Партия фортепиано – очень простая. Ее может исполнять как 1 человек двумя руками, так и двое – каждый ученик в своей октаве. Но всему классу будет хорошо понятно, то такое «играть «в октаву».

Если данные ребята не знают нот басового ключа, то предельно узкую по диапазону мелодию можно за 1-2 раза выучить «с рук». Либо, пойти другим путем, и все-таки научиться различать 4 ноты, тем более, то в партитуре есть небольшие цветовые подсказки специально для пианистов.  

Партия ксилофона – чуть сложнее. На ее примере можно наглядно показывать более «мелкую» интервалику: терции, секунды, кварты.

В другом варианте ее также можно разделить между двумя исполнителями, тогда их голоса станут также предельно просты.

Бубен и маракасы могут быть легко заменены на другие ударные инструменты негромкого звучания: шейкеры, коробочки, колокольчики.

Наиболее продвинутым ученикам поручите партию верхнего голоса. Здесь потребуется определенная степень виртуозности в исполнении шестнадцатых, поэтому целесообразно сначала разучить данную партию отдельно, обратив особое внимание на поочередное (двумя молоточками) исполнение протяженных мелодических мотивов.

Перед работой с нотным текстом обязательно проанализируйте его зрительно – найдите точные повторы, восходящие, нисходящие мотивы, добейтесь аккуратного исполнения пунктирного ритма.

«Квадратный» танец

Обратите внимание учеников на то, что само название «кадриль» очень похоже на слово «квадрат». Это не случайно: ведь и танцуют кадриль, как правило, четное количество  пар – две или четыре, и танцоры располагаются как бы в углах воображаемого квадрата.

Но и музыканты тоже нередко употребляют это понятие. Например, джазмены часто говорят, что играют «квадратами»…

Пусть ребята сами выскажут предположение о том, что можно считать квадратностью в строении музыкального текста. Данная кадриль – всеми необходимыми признаками обладает.

Поэтический турнир

Пока по очереди разучиваются инструментальные партии - временно «свободным» ученикам предложите сочинить слова к этой мелодии. Если получится что-то интересное,  - класс, без сомнения, подхватит новоиспеченный текст с удовольствием.

Материал по теме: 

Раатикко

карельский народный наигрыш

Партитура для 4-х ксилофонов или металлофонов

Для 3-6 кл.

Техника игры на штабшпилях

Общие методические рекомендации, приемы

Пьесы, упражнения.