Полька

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (3 голоса)
Тип: 
ансамбль
с ф-но
Инструменты: 
металлофон, ксилофон
Количество партий: 
2
3
4
Кол-во участников: 
От 2-х до 12
Тональность: 
До мажор
Жанр: 
танец
Композитор: 
музыка народная
Класс: 
2
3
4

Полька в рекомендациях не нуждается. Этот танец был очень популярен и на аристократических балах, и на сельских праздниках.

В данном случае – это карельский наигрыш, который исполняли на народном инструменте кантеле (струнный щипковый инструмент, аналог русских гуслей), а позднее - и на гармонике.

В народной традиции кантеле – диатонический инструмент. Мелодии  для кантеле легко перекладываются для других исполнительских составов, основанных также на диатоническом звукоряде, например, для ксилофонов и металлофонов.

Опевание.

Эту польку можно выучить в виде одной мелодии с аккомпанементом фортепиано.

В мелодическом движении присутствуют опевания. Если освоить этот несложный оборот вместе с соответствующим термином, то сыграть мелодию сможет практически любой ученик.

Начните ее учить со второго такта, состоящего из двух элементов – повторение ноты Ми2 и ее опевание. В 6-м такте – мы тоже имеем дело с опеванием, но с иным ритмом.

3 и 7 такты – яркие и хорошо запоминающиеся – дети сыграют с первого же показа. Добавляем кадансовый оборот в тактах 4 и 8.

Первый такт на металлофонах учить очень просто, так как он начинается с крайней для этого инструмента клавиши-пластинки. И останется «потрудиться» всего над одним – 5-м тактом. – Мелодия готова!

Темп определите по 6-му такту – быстрая репетиция шестнадцатых, пожалуй, самое сложное в техническом отношении место.

Дуэт

Если инструментов мало, а исполнители достаточно уверенно чувствуют себя в нотном тексте, то пьесу можно сыграть силами всего двух музыкантов. Основной вариант партитуры рассчитан на металлофоны диапазоном в 2 октавы (от Соль малой до Соль второй октавы). Второй вариант дуэтной партитуры – более компактный, он укладывается в диапазон «До» первой – «Соль» второй октавы.

Трио

Если исполнительские возможности учеников вашего класса скромнее – аккомпанемент можно разделить на две партии по принципу «Бас-аккорд». Эта партитура также имеется в двух вариантах – для двухоктавных, и для полутораоктавных металлофонов

Квартет

Напоследок можно приберечь своеобразную  изюминку, которая дополнит звучание ансамбля.

Почти в каждом классе есть так называемые «трудные» ребята. У них часто не складываются отношения с классом или с учителем, или и с классом и с учителем одновременно.

Партия четвертого ксилофона может стать тем заветным золотым ключиком, который поможет найти для такого ребенка достойную форму участия в общем деле.

Единственное ограничение состоит в том, что данную партию можно исполнить только на двухоктавных металлофонах. Она построена на специфическом глиссандо, привязанном к крайним пластинам: Соль второй (вверх) и Соль малой (вниз) октавы. Немалое удовольствие доставит и яркий последний аккорд по «крайним» клавишам. Самое замечательное, что эта простейшая партия очень украшает звучание всего ансамбля в целом.

Поэтический турнир

Пока по очереди разучиваются инструментальные партии временно «свободным» ученикам предложите сочинить слова к этой мелодии. Если получится что-то интересное,  - класс, без сомнения, подхватит новоиспеченный текст.

Материал по теме: