Техника игры на штабшпилях

Рейтинг: 
Средняя оценка: 2.5 (4 голоса)
Инструменты: 
металлофон, ксилофон
Класс: 
1
2
3
4
5
6

Термином «штабшпили» обозначается группа звуковысотных ударных инструментов. К ним относятся ксилофоны, металлофоны и глокеншпили. Все они представляют собой резонансный ящик и ряд укрепленных на нем пластинок различного размера, издающих звуки разной высоты. В ряде стран имеются народные прообразы подобных инструментов, например в Индонезии. Профессиональные варианты штабшпилей входят в состав различных оркестров и инструментальных ансамблей и очень популярны в авангардной музыке XX и XXI веков.

В практику детского музицирования штабшипи ввел Карл Орф. Именно благодаря его усилиям и сотрудничеству с Куртом Заксом появились инструменты для детского музыкального воспитания: удобные, простые в использовании и обладающие красивым звуком.

В зависимости от материала, из которого изготовлены пластины, различается громкость и тембр инструмента. Деревянные ксилофоны  издают негромкий быстро гаснущий звук. Металлофоны, пластины которых делают из алюминиевого сплава, дают более яркий и дольше резонирующий звук, глокеншпили (от немецкого «glocke») изготавливаются из твердого металла (большей частью из никелированной стали) и напоминают тембр колокольчиков.  По звучанию металлофоны и глокеншпили похожи друг на друга, они взаимозаменяемы в ритмических партитурах.

Играют на штабшпилях палочками и молоточками, головки которых имеют также разную поверхность, что тоже влияет на тембр звукоизвлечения.

Существуют инструменты, различные по размеру и, соответственно, высоте звучания (сопрановые и альтовые). Выпускаемые модели также могут различаться по объему «клавиатуры». Инструменты с диапазоном менее полутора октав мало пригодны для музыкальных занятий. Наиболее оптимальным является диапазон в две октавы. (Инструменты с большим диапазоном относятся к полупрофессиональным или профессиональным, и к игре на них целесообразно переходить уже владея основными приемами игры).

Различают также диатонические и хроматические инструменты. В диатонических основной строй – «До-мажор». Хроматические – по традиции, идущей от Орфовского «Шульверка», – иногда имеют съемные пластины. Это очень удобно в методическом плане. К уроку подготавливаются инструменты с нужным набором пластин. При этом пропущенные ступени образуют наглядные пробелы в звукоряде, которые со временем заполняются.

Расположение инструмента

При игре сидя инструмент лучше всего расположить на уровне колен ребенка на небольшой подставке. В условиях работы за партами играть лучше стоя. При этом инструмент находится приблизительно на высоте середины корпуса. Палочки лучше держать так, чтобы тыльная часть кисти находилась сверху. Ручку держат большим, указательным и средним пальцами, 4-й и 5-й свободно лежат на кончике ручки.

Сам удар должен быть коротким и упругим. Пластинку надо ударять посередине. Для того, чтобы понять нужный для удара прием, следует представить себе свободное «лётное» движение – взмах руки и кисти.

Типичные ошибки

Нельзя обхватывать палочку всей  рукой, или, тем более, зажимать ее в кулак.

Начинающие иногда кладут сверху на ручку указательный палец (стремясь к меткости). Эта ошибка приводит к скованности и к удару, лишенному эластичности, звучание пластинки становится приглушенным.

Методика освоения

Вначале следует упражняться в одновременном ударе обеих рук (при этом обратить внимание на одинаковый по высоте замах обеих рук), затем – каждой рукой отдельно, и в заключение – попеременно, чередуя равномерные удары обеих рук. Чередующиеся удары рук (левой-правой) должны оставаться основным способом звукоизвлечения при исполнении мелодии.

Перекрещивающийся удар.  Это удар левой рукой над правой и наоборот. Этот удар можно осваивать и на начальном этапе. Благодаря ему вырабатывается независимость рук. Легче всего выполнять перекрещивающийся удар тогда, когда одна рука повторяет один и тот же звук, а другая извлекает то нижний, то верхний звук (слева и справа от повторяющегося тона) большей ритмической длительности.

Вилкообразный удар. Для этого удара в одну руку берут две палочки наподобие вилки и зажимают указательный палец (а для больших интервалов – и средний) между ручками. Их концы упираются в самую середину ладони и удерживаются остальными пальцами столь крепко, чтобы не допустить нежелательного шума от соприкасающихся ручек. Этот прием хорош для исполнения фраз параллельными интервалами: терциями, квартами, квинтами. При этом способе игры один человек может исполнить одновременно двумя руками 4-х звучный аккорд. Однако к вилкообразному удару следует обращаться только тогда, когда обычное звукоизвлечение не представляет для учащихся трудностей.

Глиссандо. Оной палочкой проводят по ряду пластинок, а другая, которая не выполняет глиссандо, отмечает начало и конец (без всякой паузы между глиссандо и ударом). Исполняя глиссандо, палочку следует держать свободно и легко, а запястье не зажимать и тем самым возможно меньше противодействовать скольжению

Тремоло (дробь) – на одной пластинке – путем быстро следующих друг за другом ударов палочек, удерживаемых в обеих руках.

 

Использованная литература:

  • Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. – М., 1978.