Ау, ау, аукаем

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Композитор: 
музыка народная
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Стиль: 
фольклор
Вид: 
песня
закличка
Тип: 
a capella
в сопровождении ансамбля детских инструментов
Количество голосов: 
1
Тональность: 
До мажор
Характер: 
спокойный
бодрый
энергичный
Класс: 
1
2
3

Эта закличка во многом отличается от других веснянок. Последовательное перечисление характерных примет трех весенних месяцев отражено в своеобразной «микродинамике» интонационного развития. Призывная фраза «Ау!» обрамляет всю песенку, образуя смысловую арку между вступлением и заключением.

закличка весны_ Ау,ау, аукаем!

Эту песню желательность сначала выучить самым что ни на есть фольклорным способом - "с голоса" и без инструментального сопровождения.

Затем предложите ученикам самостоятельно подобрать ее на металлофонах, блокфлейтах или других доступных музыкальных инструментах.

И только следующим этапом, возможно, несколько отсроченным по времени, имеет смысл обратиться к нотной записи и аналитическим заданиям, предложенным ниже.

"Красный мотив"

На Руси говорили «Весна-Красна». Вот и мы решили главный мотив этой заклички раскрасить красным цветом. С него начинается и им заканчивается песенка. Выучите его отдельно, сравните вариант в начале с вариантом в конце. Заметят ли ребята, в чем разница?

"Оранжевый мотив"

А теперь – задачка посложнее: чем красный мотив отличается от оранжевого?

Какой месяц длиннее?

Голубой март, бирюзовый апрель, зеленый май… На разноцветной партитуре хорошо видно, что мотивы, посвященные каждому весеннему месяцу – разной длины. Посчитайте вместе такты, сравните интонации – найдите в них повторяющиеся и новые мелодические обороты. Похожи ли они на «Красный» и «Оранжевый» мотивы?

Нотная раскраска

После выполнения предыдущего задания, а может быть даже на следующем уроке – можно предложить ученикам черно-белую нотную запись без слов. Пусть попробуют подписать текст под нотами. Для этого им придется восстановить по памяти как выглядят и звучат разноцветные мотивы. Можно также раскрасить нотные строчки разными цветами в соответствии с длиной  мотива-месяца.

Разноцветные бусы

Если ребята только учатся читать нотную запись, то очень кстати будет упражнение «Бусы» в разноцветном варианте и с разбивкой мотивов по разным строчкам. Тогда можно закличку читать «по ролям», поручив каждый месяц какому-нибудь одному ученику, а зачин и конец – сольфеджировать всем вместе.

Если Вы используете методику постепенного усложнения нотного стана, то специально для вас вариант упражнения «Разноцветные бусы» на нотном стане, состоящем из 2-х и 3-х линеек.

Ритмическая партитура

Мелодия этой веснянки очень удобна для исполнения на звуковысотных детских музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, блокфлейте. Например, исполнение мелодии каждого месяца можно поручить по очереди: март – металлофону, апрель – ксилофону, май – блокфлейте. При этом несложными репликами румбы или треугольников можно отметить границы мотивов. Предельно простая партия фортепиано также предназначена для исполнения учеником. Мелодия зачина и концовки при этом могут оставаться вокальными.

"Весенняя путаница"

Погода весной – неустойчивая. Только поманит по-апрельски ласковое солнышко, как откуда ни возьмись налетит пронизывающий мартовский ветер...

Вот и веснянку можно превратить в игру на внимание. Водящим становится тот, кто исполняет партию румбы: свободной рукой он показывает – какому месяцу следует вступить после его краткого мотива. В его власти тогда будет и неожиданное повторение вокального зачина, и порядок звучания весенних месяцев, а может быть и повторение партии любого месяца столько раз – сколько захочется.

Материалы по теме: 

Встреча весны

заклички, веснянки

Русские календарные обряды

для 1-4 кл.