Баиньки

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Композитор: 
Ройтерштейн М.И.
Слова: 
Токмакова И.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
фа диез минор
Характер: 
спокойный
таинственный
шутливый
Класс: 
1

"Баиньки" входит в цикл "Димкины песенки", написанный Михаэлем Ройтерштейном на стихи Ирины Токмаковой.

У  всех  частей этого цикла есть еще и своя "сезонная" программа. Эта песенка - осенняя. Поэтому она будет логичным продолжением разговора об осенних приметах, огородном урожае и т.д.

Однако, ограничиваться такими прямолинейными ассоциациями, конечно же, не следует. Ведь музыка даёт прекрасную возможность поговорить о различных характерах, интонациях, ясно различимых даже в такой небольшой миниатюре.

Баиньки -песня для малышей

Исполнительский план

Первое знакомство с этой песней можно начать не совсем традиционно - не с разучивания мелодии - а с инструментального сопровождения.

Предложите детям послушать аккомпанемент и сыграйте все три куплета фортепианной партии. Пусть они выскажут свое мнение о прозвучавшем музыкальном характере. Кто-то наверняка скажет, что музыка была тихая, грустная. Будет здорово, если ребята найдут и более интересные слова - таинственная, загадочная. Слова эти запишите на доске.

Затем - возможно, даже после небольшого переключения на какой-либо другой вид деятельности - познакомьтесь с мелодией: проиграйте ее на фортепиано, пропойте на какой-либо вокально удобный слог. На вопрос по поводу ее характера вы наверняка услышите эпитеты "мягкая", "ласковая". Эти слова также запишите на доске - но чуть выше предыдущих.

Небольшими наводящими вопросами можно подвести учеников и к соответствующему жанру - колыбельная. Его тоже запишите, но чуть левее остальных.

И, наконец, самым последним шагом  будет знакомство ребят со словами песни. Особенно артистично в вашем исполнении дожен прозвучать третий куплет - ведь неожиданная концовка создает замечательный юмористический эффект. И хорошо, если ваши записи на доске завершатся словом "шутка".

Таким образом, у вас получится своеобразный исполнительский план:

колыбельная мягкая, ласковая шутка
таинственная, загадочная

Начинаем петь песню как колыбельную, причем у каждого - своя задача: хор поет мягко и ласково, а учитель на фортепиано добавляет "загадочности". И самое важное - конец. Как спеть его так, чтобы его забавный смысл действительно прозвучал? Пусть ребята выскажут свои соображения на этот счет.

В дополнение к ним откройте маленький "секрет": если немного улыбнуться и петь "на улыбке" - звук будет совершенно иным.

Сыграем мелодию сами

Если сделать транспорт в d-moll, то мелодию этой песенки можно исполнить на диатонических металлофонах. Причем первый такт можно поручить какому-нибудь одному ученику, второй такт - другому, третий - следующему и так далее.

В этом случае можно даже попробовать сыграть ее по нотам, или же подбирать по слуху. При этом обязательно нужно сравнивать между собой такты - чем похожи, чем отличаются, какие повторяются в точности? По настоящему проблемная ситуация возникает во втором куплете. Тот, кто поймет, в чем разница, и сыграет правильно - большой молодец!

Ниже вы найдете различные варианты нотации, подходящей для такого случая - в оригинальной тональности и в транспорте, мелодия  целиком и 1 куплет в разбивке на такты; с ключевыми знаками и без них (чтобы не отвлекать внимание на детали, которые в данном случае не важны). Выбирайте любой - в зависимости от уровня подготовки ваших учеников и  учебных задач урока.

Материалы по теме: 

Дождик

из цикла М.Ройтерштейна на стихи И.Токмаковой "Димкины песенки"

Одноголосная песня с аккомпанементом
Переменный размер
2/4 - 3/4

для 1 кл.

Снег

из цикла М.Ройтерштейна на стихи И.Токмаковой "Димкины песенки"

Одноголосная песня с аккомпанементом.
Вариант для исполнения на металлофонах

для 1 кл.