Детство

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Композитор: 
Старобинский С.Л.
Слова: 
Старобинский С.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
ми минор
Характер: 
спокойный
задумчивый
задушевный
Класс: 
6
7
8

Песня из кинофильма "Детство" идеально подходит для уроков музыки в старших классах общеобразовательной школы.

Точно, и вместе с тем очень деликатно выражены здесь чувства старших подростков. Ностальгия по уходящему детству – пожалуй, одно из немногих лирических настроений, в котором школьники этого возраста не постесняются признаться публично. И это очень важно для искренности звучания задушевной музыкальной интонации…

Исполнение песни не требует особых вокальных усилий. Ее можно петь вполголоса, в бардовской манере – стихотворный текст, мелодический склад и аккомпанемент «гитарного» типа – этому способствуют. Сочетание душевной теплоты, простоты исполнения с «дачной» темой делают эту миниатюру очень подходящей для первых уроков музыки после летних каникул.

В сентябре, после длительного перерыва в вокальной работе, да еще в процессе мутации - подросткам необходим щадящий режим. Песня Семена Старобинского как нельзя лучше соответствует данным требованиям.

Сложная простота

Работая с нотным текстом вокальной партии обратите внимание на звуки, повторяющиеся на одной высоте – это, в первую очередь, восьмые (тт.6, 10, 18, 20), которые должны быть словно бусины нанизаны на единое интонационное движение.

Особенно важными в свете данного вокального приема становятся 7-8 такты, где «нанизывание» позволяет сохранить единое интонационное tenuto даже тогда, когда повторяющиеся четверти уходят на другие звуки. В этой же предельно близкой позиции следует полюбоваться и опеваниями, из которых вырастает мотив 14-17 тактов.

Немножко анализа

Также при работе с нотным текстом вокальной партии полезно обратить внимание ребят на мотивно-тематическую структуру мелодии:

- сколько тактов занимает 1 фраза?

- вторая фраза по длине такая же или нет?, а по ритму?, а по звуковысотному движению?

- а третья? – пусть ученики сами увидят присутствующее здесь внутреннее членение на два самостоятельных мотива. Похожи они между собой или нет? Попробуйте спеть их полностью одинаковыми. Сравните… Какой вариант звучит выразительнее?... Почему, в чем секрет?

- и, наконец, последняя фраза: на первую или третью она больше похожа?

… последний вопрос, безусловно, провокационный, потому что в последней фразе есть признаки и того, и другого. Но пусть ребята сами придут к такому выводу, возможно через некоторую дискуссию.

Затем исполните один из куплетов с аккомпанементом. Попросите учеников послушать, как меняется аккомпанемент в зависимости от мотивно-тематической структуры мелодии.

Немножко гармонии

Даже если в вашем классе никогда до этого не заходил разговор о гармоническом анализе, то в данном случае упускать такую возможность не стоит. Отклонение в параллельный мажор здесь настолько хорошо чувствуется, то даже начинающие «гармонисты» смогут его опознать на слух.

Предупредите, что в этой песне есть отклонение в другую тональность (можно даже не пускаться в длительные объяснения природы явления). Предложите ребятам во время исполнения одного из куплетов поднять руку тогда, когда они почувствуют отклонение. И еще раз – тогда, когда музыкальное повествование вернется в основную тональность.

Материалы по теме: