Дождик, дождик

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Композитор: 
Лядов А.К.
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Соль мажор
Характер: 
светлый
напевный
Класс: 
3
4

Анатолий Лядов, обратившийся в своих "Детских песнях" к подлинным народным текстам, конечно, не мог пройти мимо такого популярного жанра, как заклички. Под первые робкие капли высыпала детвора босиком на улицы  и прыгала в такт дождику, припевая-выкрикивая слова - на то она и закличка.

Лядовская миниатюра лишь отдаленно напоминает фольклорный прообраз. Ее мелодия - прекрасный пример русского интонационного стиля. Широкая, распевная она требует уже достаточного уровня вокальных навыков от классного хора. Поэтому мы предлагаем ее учить не ранее 3-4 класса, когда детям уже будет доступно исполнение и длинных фраз на одном дыхании, и яркое полетное звучание на последнем звуке.

А.Лядов. Детские песни. Дождик, дождик. ноты

Слова должны быть понятны

В русском языке у слова "дядя" есть два значения - брат отца или, что в современном варианте встречается гораздо чаще, - незнакомый взрослый мужчина. Задержитесь на этом специально: ведь иначе будет непонятно логическое противопоставление - зачем на дядину пшеницу нужно поливать весь день, а на Иванову рожь - как хошь (то есть очень мало или, наоборот, слишком много....) Здесь это слово употреблено в первом значении, а чужой "дядька" - это как раз некий Иван.

Полиритмия - инструментальный дуэт

Знакомство с этой песней начните с инструментального дуэта: мелодия хорошо прозвучит на блокфлейте, а аккомпанемент - на металлофоне. Триольное "накрапывание" на одном и том же звуке в октаву сможет исполнить любой ребенок с хорошим чувством ритма. Ваша же задача - наложить двухдольную мелодию в исполнении блокфлейты на триольный аккомпанемент.

Дуэт - совсем несложный, а звучит очень красиво. И, главное, именно таким образом легче всего показать полиритимию так, чтобы ее услышали все ученики класса.

Памятка педагогу: Если вы обладаете только диатоническими (не хроматическими) инструментами, то часть, соответствующую фортепианному заключению можно опустить (после пунктирной черты).

Лядов - Рахманинов

В полиритмии, взволнованном триольном движении, полнозвучии аккордов фортепианного заключения этой лядовской миниатюры слышны переклички с композиторским стилем С.В. Рахманинова.

Прочувствовав словно прорвавшуюся волну фортепианного заключения, и осознавая средства музыкального языка, которыми пользуется здесь Лядов, ученики глубже смогут услышать полнозвучие аналогичной фактуры во многих  прелюдиях, этюдах-картинах, других инструментальных и вокальных сочинениях Рахманинова.

Материалы по теме: 

Полевая березка

русская народная сказка

Сказка на основе фольклорных традиций (летние зовы и заклички)

для 1-2 кл.