Экзерсисы

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Композитор: 
Глинка М.И.
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
распевание
вокализ
Тип: 
a capella
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Соль мажор
Ми бемоль мажор
До мажор
Характер: 
спокойный
напевный
лирический
Класс: 
7
8
9
10
11

Без распеваний нормальной хоровой работы быть не может. Но чем старше становятся дети, тем труднее подобрать подходящие упражнения. Для старшеклассников этюды-вокализы в этом качестве могут стать достойной заменой детским попевкам. Хотя простенькие попевки-распевания по-прежнему могут приносить пользу, но психологически ребятам уже хочется чего-то другого, более взрослого. И тут экзерсисы Глинки могут оказаться как нельзя более кстати.

Гениальный мелодист, Глинка и для упражнений создает напевы красивые, проникнутые живым чувством и неизменно русской романсовой интонацией.

Глинкой было сочинено несколько опусов вокально-педагогической направленности.
"Семь этюдов" - в 1830, "Шесть этюдов" - в 1833, "Упражнения" - в 1835-36 , "Четыре экзерсиса" - в 1840 и "Школа пения" - в 1856.

По сравнению с этюдами - непростыми даже для профессиональных вокалистов -
"4 экзерсиса" написаны в достаточно компактном диапазоне. Только во втором из них встречается проходящее соль2 ( если это вызывает серьезные затруднения можно воспользоваться более компактным мелодическим оборотом, исполнив в 59 такте такой же вариант, как, например, в 55). Верхняя граница других - не превышает ми2. Их мелодическая основа - поступенное движение, часто "расцвеченное" небыстрыми трелями. (Глинка считал трели очень полезными для выработки гибкости голоса и ровности  тембра.) В последнем - четвертом экзерсисе весьма прихотливый ритмический рисунок, включающий в себя 32 и даже 64. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию только три из четырех.

№ 1
Глинка_вокальные упражнения_ноты

№ 2

Глинка_упражнения для пения_ноты

№ 3

Экзерсисы Глинки

 

Все вокальные упражнения Глинки предназначены для пения без сопровождения. Барсов считает, что отсутствие авторского аккомпанемента в нотах «Экзерсисов» нельзя объяснить занятостью Глинки. Мелодика их имеет настолько ясную гармоническую основу, что для написания к ним фортепианной партии потребовалось бы совсем немного времени. (Что впоследствии и сделал композитор В.Я.Шебалин).

Нередко эти вокализы поют с аккомпанементом, однако лучше их исполнять a capella - то есть так, как они задуманы автором.

Регулярное пение упражнений без сопровождения и подыгрывания на инструменте не только выравнивает звучание голоса, но и развивает внутренний слух, оттачивает верность интонации, приучает к самостоятельности. Однако, до сих пор метод пения без сопровождения, к сожалению, используется в работе немногими педагогами.

 

по материалам книги А.Ю. Барсова "Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки". Л. - "Музыка". 1967.