Эта капелька дождя

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.6 (5 оценок)
Композитор: 
Ройтерштейн М.И.
Слова: 
Стройло А.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
2
Тональность: 
Фа мажор
Характер: 
спокойный
напевный
Класс: 
2
3
4

Двухголосие в начальной школе - это посильная задача. Главный секрет успеха - в правильно подобранном репертуаре.

"Эта капелька дождя" подходит для первых шагов в освоении двухголосия как нельзя лучше. Выдержанные звуки у одного голоса в момент движения другого, чередование партий, параллельные терции - все эти навыки естественным образом формируются при работе над песней М.Ройтерштейна.Ройтерштейн. Эта капелька дождя

 

Уверенным шагом к двухголосию

При разделении классного хора на 2 партии, первое, чему нужно учить ребят - это слушать друг друга.

И первые фразы этой песни как будто специально созданы для этого. Небольшие по протяженности мотивы построены по принципу "вопрос-ответ" и дают возможность услышать,  хорошо почувствовать специфику "сопранового" и "альтового" звучания.  Хотя, конечно, нарочитый тембровый контраст здесь будет излишним.

Для удобства работы над этим фрагментом воспользуйтесь вокальной строкой с разноцветными кусочками мелодии.

Второй элемент - это несложное мелодическое движение (опевание опорного тона) в одном голосе на фоне выдержанного звука в другом.

Основная сложность здесь заключается в том, чтобы сопрано, исполняющие тянущийся звук, не "съезжали" вслед за мелодией альтов. Подойти к такому уверенному тянущемуся тону можно с помощью ряда несложных упражнений.

1. Начните с мелодекламации слов в нужном ритме. При этом динамика произнесения текста может быть совсем тихой. Например, mp  у сопрано и pp - у альтов. Можно аналогичный диалог-дополнение сделать мелодико-ритмическим: сопрано свою партию поют, а альты - отстукивают негромкими хлопками. Проводить эти упражнения лучше a capella.

2. Немалую помощь в этом месте может оказать блокфлейта. Поддержите верхний голос ее тембром - и сопрано будут увереннее тянуть свою целую ноту. Затем, когда поддержки уже не будет, образ флейтового звука, выдуваемого на едином дыхании и неизменной высоте, будет также способствовать "удержанию" певцов от интонационных неточностей.

3. Очень полезным может оказаться также следующий прием. Предложите ученикам при пении "подставить голосу ладонь", то есть поднять руку ладонью вверх, и словно поддерживать ею пропеваемый звук. Это образное движение  помогает "не съезжать" во время долго тянущегося звука.

4.Обратите внимание исполнителей верхнего голоса на то, что, не взирая ни на какие паузы и альтовые подголоски, их сопрановая мелодия все время двигается вверх. Это также поможет сохранить верную интонацию.

Третий элемент - движение параллельными терциями - конечно, самый сложный. Если ваш классный хор делает только самые первые шаги в освоении двухголосия, то можно здесь перейти и на одноголосие. Если же всё-таки петь оба голоса, то в данном элементе более пристальное внимание нужно будет уделить нижнему голосу.

Можно даже выучить как основную мелодию партию альтов и потом сверху на уже хорошо впетый мотив "наложить" терцовую втору, исполнение которой поручить небольшому ансамблю из 5-6 человек со светлым сопрановым тембром голоса. Желательно, чтобы эти ребята были достаточно музыкальны и пели свою партию тихо, как бы отзвуком, обертоном альтовой мелодии.

Хорошим подспорьем будет здесь дублировка партии нижнего голоса на каком-либо ином инструменте (по контрасту с предыдущим фрагментом). Например, это могут быть ксилофоны или металлофоны. Опустив затакт с соль-диезом, вы получите совсем несложную мелодию, которую можно исполнить даже на диатонических инструментах. При этом не лишним будет зафиксировать внимание ребят на том, что мелодия, дважды повторяясь имеет одинаковое начало и разные концовки - внимание к таким деталям всегда помогает чистому и осмысленному интонированию.