Капельки

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (4 голоса)
Композитор: 
Павленко В.
Слова: 
Богданова Э.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
в сопровождении ансамбля детских инструментов
Количество голосов: 
1
Тональность: 
соль минор
Характер: 
грустный
Класс: 
2
3

Песенка про капельки В.Павленко – это классика школьного репертуара. Вот уже почти полвека ученики начальных классов с удовольствием ее поют. Выразительная, очень искренняя мелодия сочетается в ней с тонким, сделанным с большим вкусом аккомпанементом.

Вокальная линия здесь удобная и выучивается легко, а звучит песня очень красиво, особенно с вкраплением нескольких тембров детских ударных инструментов.

Дирижер дождя

Тему дождя можно обыграть в красивой мизансцене, если использовать несложный реквизит. Некоторым ученикам класса можно раздать специальные «дождевые» дирижерские палочки. Для их изготовления на небольшой стерженек (карандаш, палочку от кисточки и т.п.) скотчем прикрепляется несколько ниточек елочного серебристого дождя (длиной около 10 см.).

Обладатели необычной дирижерской палочки должны во время звучания легким движением отмечать в воздухе каждый звук мелодии. Фактически – это звуковысотное моделирование мелодической линии, но в данном случае оно приобретает особую образную окраску.

Дыхание дождя

После того, как ребята справятся с предыдущим заданием, палочки можно передать дальше – другим ученикам. Но у них задание будет сложнее – во время выполнения тех же воздушных движений кончиком палочки, они должны будут легонько дуть на нее, так, чтобы дождинки в течение всей музыкальной фразы не висели, а оставались «на лету».

Дидактическая суть задания в том, чтобы непрерывная струя воздуха была мягкой и постоянной, несмотря на разные по качеству и амплитуде движения палочки. С первого раза получится, очевидно, не у всех.

Наглядный образ струящихся дождинок будет очень кстати для выработки навыка равномерного экономного выдоха, необходимого для исполнения 4-х тактовых фраз куплета в единой вокальной позиции.

Самая грустная грусть

Выслушайте пару мнений учеников об общем характере песни и спросите, всегда ли она одинаково грустная, или настроение немного меняется? Если меняется, то где, и как? Какими эпитетами можно назвать эти мимолетные оттенки настроений?

Можно обратиться к игре «Солнышко-туча», либо отдельно показать один и тот же мотив – в мажорном варианте (2 фраза) и в минорном ( 1 фраза). Обратите внимание ребят, что «самый печальный» звук - ми-бемоль - приходится здесь на самое безрадостное слово: «мне нельзя…».

… Во втором куплете на этот мелодический ход попадает более оптимистичный текст. Должен ли он прозвучать чуть-чуть по другому? Пусть дети выскажут свое мнение и в соответствии с этим воплотят различные оттенки настроения в своем исполнении.

А каковы будут предложения певцов насчет самой последней фразы: «я устал считать…»? Каким будет итог этой дождливой зарисовки? Что нужно сделать, чтобы он прозвучал выразительно?

Чем похожи, чем различаются?

- Во втором куплете мелодия первого повторяется?.. абсолютно точно, или есть различия?... найдите их…

- Есть ли сходство между 3-м и 7-м тактами? В чем это сходство, и в чем различие?

- если внимательно присмотреться к 3-му и 11 такту, то… (обращенное интервальное движение – для малышей важно пока увидеть что «картинка» мелодии в этом месте выглядит как отражение в зеркале).

Все, что ребята обнаружат в нотной записи, конечно, важно проиграть и пропеть, чтобы внимательнее прислушаться к найденным особенностям и мелодическим оборотам.

Даже если ваши ученики еще не знают всех нот, которые используются в записи вокальной партии, то даже в этом случае они могут зрительно сравнить между собой некоторые мотивы, если вы воспользуетесь нотным текстом вокальной партии с цветными выделенными фрагментами.

Инструменты в руки!

Звукоизобразительные элементы в фортепианном сопровождении наталкивают на соответствующие инструментальные идеи. Лучшим вариантом будет тот, который придумают ваши ученики самостоятельно – как по составу инструментов, так и по конкретным ритмическим оборотам, исполняемым на них.

Тем не менее полезными могут оказаться и готовые партитуры. В приложенных файлах вы найдете партитуру для небольшого состава (металлофон, треугольник, маракас).

Для удобства работы в классе с интерактивной доской используйте наглядную разноцветную партитуру только ученических партий (без фортепиано). Второй  куплет  в ней вынесен на отдельную страницу, - по сути он является динамическим развитием инструментальных партий первого куплета. В зависимости от уровня развития навыков как инструментальной игры, так и чтения нот, вы можете ограничиться партитурой только первого куплета.

Партитуру для большего состава (2 металлофона, треугольник, румба, маракасы, тамбурин, бубен) можно найти в пособии И.Г. Лаптева «Детский оркестр в классе».

Материалы по теме: 

Солнышко-туча

Игра с жестами на развитие ладового чувства

для 1-2 кл.

Техника игры на штабшпилях

Общие методические рекомендации, приемы

Пьесы, упражнения.