Катаются-катаются

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.3 (3 голоса)
Композитор: 
музыка народная
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Стиль: 
фольклор
Вид: 
песня
Тип: 
a capella
Количество голосов: 
1
Тональность: 
До мажор
Фа мажор
Характер: 
веселый
задорный
шутливый
бодрый
Класс: 
1
2

В этой незатейливой песенке соединились много дидактически ценных моментов. На предельно простой мелодии в диапазоне всего лишь терции и ритме, состоящем только из четвертей и восьмых, присутствует и яркий затакт, и хорошо заметная реприза. Сама же мелодия – это многократное опевание тоники в чистом виде.

Оригинальный вариант (в До-мажоре) может оказаться не очень удобным в вокальном плане. В этом случае предлагаем воспользоваться нотным текстом странспонированным в примарную зону (Фа-мажор)

А на чем поедешь ты?

На чем только не прокатились герои этой песенки! Эту логику легко и с удовольствием продолжат даже первоклассники. Можно придумывать про себя, а можно - про соседа по парте. Так даже веселее. И чем забавнее придумается вид транспорта – тем лучше! Некоторые варианты можете придумать заранее сами (на всякий случай !), или взять «напрокат» несколько наших:
Алешки – на мошках,
Бориски – на лисках,
Маришки – на мишках,
Еленки – на стенках,
Сережки – на ложках,
Юльки – на сосульках,
и так далее. Особенный восторг вызовет Ваше учительское соло. Например, такое: Наталья Борисовна – на  каше на рисовой!

Давай знакомиться: "Я - затакт!"

Обратите внимание детей на небольшие галочки, расставленные над нотным станом. Пусть они сами догадаются, что эти галочки обозначают. Если до этого они никогда раньше не встречались с затактом, то самое время объяснить и показать, что это такое. В другом варианте можете предложить ребятам самостоятельно отметить галочками границы фраз и осознать тот факт, что все они начинаются из-за такта, то есть с затакта.

Бусы

Согласно методическому приему, предложенному И.Смирновой, мелодию из трех соседних нот, даже начинающие сольфеджисты легко «читают с листа». Грех не воспользоваться таким удобным случаем. Если, опять же, рановато в оригинальной тональности – До-мажор, то воспользуйтесь Фа-мажорным вариантом.

Палочки + хвостики

В нотной записи из предыдущего задания (без штилей) предложите ребятам определить, какие нотки будут короткими – восьмушки, а какие длинными – четверти. Пусть расставят правильные палочки и «палочки с хвостиками» в нужных местах.

Линия Тоники

Также в двух вариантах – от ноты Фа и от ноты До – вы найдете нотную запись с «выделенной линией тоники». В варианте «До» это место добавочной линейки. В варианте Фа – цветная отметка на уровне тоники. Обратите внимание детей на то, как мелодия постоянно возвращается к этому самому главному звуку, как к ней стремятся и нижний и верхний вводные тоны.

Упрощенный нотный стан

В средние века, как известно, для записи нот использовали всего две линии: одну для верхнего голоса, другую – для нижнего. При этом ноты писали и на линейке, и под, и над ней.

Примерно такой же принцип хорошо зарекомендовал себя в работе с начинающими. Научиться ориентироваться в одной-двух линейках  проще, чем сразу в пяти. Реализовать этот методический прием вы сможете благодаря нотной записи, выполненной  двух линейках.

Материалы по теме: 

Масляница

Русский фольклорный праздник

для 1-5 кл.