Колыбельная

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.5 (2 голоса)
Композитор: 
Старобинский С.Л.
Слова: 
Вайнин В.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
ми минор
Характер: 
нежный
задумчивый
спокойный
поэтичный
хрупкий
Класс: 
5
6
7

"Колыбельная" С.Старобинского (из музыки к сказке А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц") - очень удачная песня для уроков музыки в 5-7 классах. Эта миниатюра будет по плечу  даже слабо интонирующим ребятам: небольшой диапазон, удобная тиссетура и фразировка...

Сложности здесь не столько вокального, сколько смыслового плана. Для исполнения этой песни необходимо не просто знакомство со знаменитым произведением Антуана де Сент-Экзюпери, но понимание его «взрослой» поэтики, ощущение тонкой и ранимой души, «просвечивающее» в строках о принце и его барашке.

Маленький принц Сергея Безрукова

Погрузиться в нужное для исполнения этой песни состояние поможет музыкально-литературная композиция по мотивам сказки «Маленький принц» в исполнении известного актера Сергея Безрукова. Предложите ребятам в качестве домашнего задания предварительно послушать эту запись в интернете. А затем, продублируйте в классе небольшой ее фрагмент по своему выбору.

Моноспектакль по сказке "Маленький принц" в исполнении С.Безрукова.

Сочинение сочиненного

Стихи Валерия Вайнина как нельзя лучше подходят для работы по методу «Сочинение сочиненного».

Суть метода в том, что предлагая сначала стихотворный текст без музыки, педагог помогает ребятам проникнуть в их внутреннюю интонационную природу. Пытаясь почувствовать наиболее соответствующее словам звуковысотное и ритмическое движение, ученики нередко сами находят очень выразительные мотивы. Но самое ценное в том, что многие из них оказываются удивительно близки тому варианту, который нашел и профессиональный композитор. Это открытие так и воспринимается, - как нечто удивительное, своего рода чудо. Которое, конечно, и увлекает ребят гораздо глубже, чем банальное повторение за учителем.

Для такой работы – лучше всего раздать распечатанный текст стихотворения. И попросить ребят прочитать его вслух с выражением.

Затем текст можно прочесть с остановками после каждого предложения (компактные группы по 3 строки) в режиме «музыкального эха»: Один ученик читает – а другой сразу пытается только что прозвучавшую речевую интонацию сделать более выпуклой. Выпуклой настолько, чтобы она уже зазвучала как музыкальный мотив.

Партия учителя здесь может заключаться в том, что каждый такой фрагмент прозвучит и в композиторском варианте. Тогда получится своеобразная цепочка:

Речевая интонация – импровизированная детская мелодическая интонация – композиторский вариант;

речевая интонация – импровизированная детская мелодическая интонация – композиторский вариант и т.д.

Сравниваем интонации

При разучивании вокальной партии полезно обратить внимание на окончания фраз. Наглядное сравнение различных вариантов нисходящего движения поможет более точному и осмысленному интонированию концов фраз. Какая концовка по мнению учеников самая простая,… самая сложная,… почему? На какую другую концовку больше всего похож мотив из 8-го такта? Проанализируйте всё  это вместе с детьми.

Удобным для такого анализа будет вариант вокальной партии с выделенными цветными фрагментами.

Ладовая окраска

Натуральный минор не часто встречается в песнях для школьников. Обратите их внимание на то, как отсутствие динамичного тяготения седьмой ступени в тонику влияет на характер звучания, музыкальный образ.

Дополнительную ладовую краску создаёт в вокальной партии длительное избегание второй ступени. Вслушайтесь в этот своеобразный пентатонный колорит.

Партитура с мягкими секундами

Эта песня прекрасно раскладывается на несложную партитуру в стиле орфовских инструментальных моделей. Если у вас есть хроматические ксилофоны, металлофоны или глокеншпили, а ученики имеют регулярную практику музицирования на них, то исполнение данного ансамбля не составит труда для учеников средних классов.

При этом вокальную партию можно исполнить без слов – на блок-флейте, а партию баса – на фортепиано или синтезаторе, выбрав соответствующий тембр виолончели, гобоя, или других инструментов с мягким тягучим звуком. Поиск такого тембра – может стать отдельной творческой задачей. А вот саму партию может исполнить учитель, или ребенок, занимающийся в ДМШ (учитывая достаточную подвижность партии и нотацию в басовом ключе).

Особая дидактическая ценность представленной партитуры – это наглядность секундовых созвучий, которые должны быть исполнены как можно мягче – в соответствии с жанром колыбельной.

Материалы по теме: 

Старобинский С.Л.

Москва

кандидат наук, академик МАНПО, автор книг, статей, программ, композитор