Колыбельная (Котинька-коток)

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4 (1 голос)
Композитор: 
Лядов А.К.
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Си бемоль мажор
Характер: 
напевный
спокойный
нежный
Класс: 
2
3

Колыбельную "Котинька-коток" Лядов слыхал в детстве от своей няни. Эта миниатюра открывает цикл из 6 "Детских песен" ор. 22, написанных также как и другие два цикла - ор. 14 и ор. 18 на подлинно народные тексты.
Мягкая, напевная, очень нежная - она требует такого же хорового звучания - чистого, аккуратного, мягко и свободно льющегося. Хорошо, если у вашего классного хора получится на одном дыхании вся 4-х тактовая фраза:

А.Лядов. Детские песни ор. 22. Колыбельная (Котинька-коток) ноты

Зерно-интонация

Начинать знакомство с этой музыкой Лядова можно так:

Сыграйте на фортепиано 2 такта из альтового голоса фортепианного вступления. В них в лаконичной форме содержится зерно-интонация, из которого в дальнейшем вырастет вся миниатюра.

Колыбельная Лядова. Зерно-интонация

Пусть ребята на слух по этим двум тактам определят, в каком жанре прозвучит песня. Пропойте ее. При разучивании песни постоянно обращайте внимание учеников на то, как она развивается, трансформируется во все новые и новые варианты мелодии - как в вокальной партии, так и в фортепианном сопровождении.

Если ноты перед глазами

Если вы работаете с текстом вокальной партии перед глазами - то обязательно обратите внимание учеников на структуру 4-х тактовой фразы. Первые два такта - всегда разные. Последние два - одинаковые. Будет здорово, если эти подробности нотного текста дети увидят сами.

Слушаем аккомпанемент

Когда вокальная партия уже будет, в основном, выучена - не забудьте обратить внимание детей и на аккомпанемент.

Как и во многих других миниатюрах Лядова, он рождается из тишины, сначала поддерживая вокальную партию еле заметными добавлениями. С каждой фразой он становится все более интересным, насыщенным; в него вплетаются новые голоса и подголоски, сплетаясь во все более богатую гармоническую ткань.

В следующий раз предложите ребятам, исполняя свою партию, обязательно прислушиваться и к партии фортепиано. Так постепенно будут формироваться основы для полноценного восприятия вокально-инструментальной музыки в полном смысле этого слова.