Ложится в поле мрак ночной

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4 (2 голоса)
Композитор: 
Глинка М.И.
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
хор из оперы
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Ми мажор
Характер: 
грациозный
изящный
напевный
Класс: 
4
5
8
9

Персидский хор из III акта оперы М.Глинки "Руслан и Людмила" - один из немногих оперных фрагментов, доступных  для исполнения в классе без каких-либо купюр, транспонирования и упрощения.

Одноголосие, компактный диапазон, отсутствие явных интонационных трудностей... Этот хор по силам даже ученикам 4-5 классов. Его можно рекомендовать для фрагментарного разучивания уже в этом возрасте и даже раньше. Особенно в свете темы "Русский Восток" - как пример характерной мелодики, ритма, орнаментального варьирования...

Глинка. Персидский хор из оперы "Руслан и Людмила". Ноты для школьного хора

Однако, полноценное его исполнение возможно лишь позднее - в 8-9 классах. Так как за внешней интонационной простотой скрыт глубокий художественный смысл.

Хор звучит очень мягко, словно "под сурдину" за сценой. Злая волшебница Наина не является главной героиней оперы. И по внешним признакам пение ее "Волшебных дев", завлекающих рыцарей в сказочный замок, - это, как будто, проходящий, фоновый элемент оперного спектакля. Но на самом деле все не так просто.

В своей книге об опере "Руслан и Людмила" Асафьев пишет:
"... первые точные сведения о существовании музыки "Руслана" датируются летними месяцами 1838 года, когда Глинка гостил в селе Качановка (Полтавская губерния, близ города Прилуки) у помещика Тарновского, находясь в служебной командировке для набора певчих [в императорскую капеллу]. В Качановке силами домашнего оркестра и имевшихся певцов и самого Глинки исполнены были: персидский хор "Ложится в поле мрак ночной", марш Черномора и баллада Финна..."

И далее:
"С юности, помню, не раз перечитывая "Одиссею", я вседа почему-то особенно волновался и восхищался эпизодом с сиренами. В нем для меня звучала исконная древняя народная мудрость, словно вещее предостережение о разного рода приманках - отклонениях в жизни "... Сродни сиренам III акт с волшебными девами Наины , этой "сыронизированной на русский сказочный лад Армиды - с ее "садами обольщения", казался мне далеко не эпизодическим, не случайным и развитым очень "всерьез" в сравнении с описанием сходных ситуаций у Пушкина в его юношеской поэме... В свете мудрых предостережений Финна вся линия сирен мне всегда представлялась особенно контрастно значительной... Очень характерно звучит сопоставление с "сиренностью"  и гротескового марша Черномора..."

"Итак, одним из первых (если не первым) сочиненных Глинкой фрагментов "Руслана" был персидский хор "Ложится в поле мрак ночной, то есть "зов сирен", одиссеевский, древнеэпический мотив обольщения. Его мелодика интонационно ясна и пластична, его звукоряд диапазона септимы составлен из двух сплетенных квинт, вторая из которых проистекает из терцового тона основного трезвучия и отправной точки напева. Ритм плавный и гибкий Глинка включил в данный звукоряд в ми-мажорную тональность, и в ряде вариаций - преимущественно орнаментальных - расширяет интонационные грани мелодии, не "вариантируя" ее сущности: сирены поют все об одном и том же. Меняются краски вечереющей природы, а зов сирен однообразно-обольстительно манит и манит. И путники приближаются...

За первым же хором сирен - "дев Наины" Глинка намеренно четко и контрастно помещает каватину Гориславы, музыку которой он сам высоко ценил и нежно любил. Это тоже зов любви, но качественно иного содержания... лунным миражам бесплодного чувственного наслаждения противополагается верность человеческого чувства, как содержание, сила, характер  - это память сердца....

Зов сирен и память сердца - две стороны романтической (а в сущности, исконно человеческой) культуры чувства - сопоставлены на первом же этапе сочинения "Руслана" в персидском хоре и каватине Гориславы."

Использованная литература:

  1. Б.В. Асафьев. М.И. Глинка. Л. "Музыка", 1978.
Полезные ссылки

Фрагмент из оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила". Начало III акта в постановке Мариинского театра, дир. В.Гергиев. >>

Материалы по теме: