Масленица-кривошейка

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Композитор: 
музыка народная
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XVIII
XIX
XX
Стиль: 
фольклор
Вид: 
песня
Тип: 
a capella
Количество голосов: 
1
2
Тональность: 
Фа мажор
Характер: 
веселый
энергичный
задорный
Класс: 
2
3
4
5
6
7

Русская народная масленичная песня

Эта простая песня выучивается очень легко. Опора на звуки тонической и доминантовой гармонии, небольшой и вокально удобный диапазон, четкая «квадратная» структура мелодики – все это позволяет запомнить ее буквально с первого показа. В конце очень колоритно звучит характерное «гукание», которое очень нравится детям любого возраста – и малышам и подросткам.

Масленица-кривошейка. Русская народная песня

фольклор на масленицу

1. А Масленица-кривошейка, ой.
    кривошейка, кривошейка, кривошейка. У!

2. Дожидались мы тебя хорошенько.
    Хорошенько, хорошенько, хорошенько. У!

3. Провожать будем а еще лучше, ой.
    Еще лучше, еще лучше, еще лучше. У!

4. А я Масленку да вспоминать буду, ой
    Потеряла красну ленту, теперь не найду-у!

5. А я Масленку а не забуду, ой.
    Не забуду, не забуду, не забуду-у!

2
Упрощенный вариант

Без четвертого куплета и чуть изменив мелодию можно получить упрощенный вариант, вполне подходящий и для самых маленьких.

Согласно методическому приему "Бусы", предложенному И.Смирновой,  если убрать "ритмическую составляющую", и превратить мелодию в цепочку нот-бусинок,то  даже начинающие сольфеджисты такой нотный текст легко «читают с листа». Пользуемся удобным случаем…

3-4
Потанцуем?

В качестве основы танцевального движения под эту мелодию хорошо подойдет мелкий приставной шаг. Общая линия может быть любая – это и хороводные змейка, спираль и парные проходы, воротца…

Или вот такой хоровод-игра:

Двое участников встают лицом к лицу, берут друг друга за руки «лодочкой» и поднимают ее вверх, образуя двойные воротца. Остальные участники образуют две цепочки. Пройдя в воротца ведущие цепочки стараются замкнуть свою цепочку в круг. Таким образом,  через воротца течет как бы два встречных круга. На последний звук куплета воротца опускаются и пара участников – по одному из двух кругов оказываются запертыми. Они  становятся новыми воротцами для следующего куплета песни.

Я тут главный: топ ногой!

Далеко не во всех народных песнях присутствует столь явное тяготение в тонику. Чтобы ярче прочувствовать в этой песне главную опору, можно предложить следующий игровой прием. Выберите нескольких ребят на роль «коллективной тоники». Эта группа в пении всей мелодии не участвует: она озвучивает лишь тонику в тот момент, когда мелодическое движение приходит к этой ноте. Для большей убедительности пусть топнут ногой! А чтобы не промахнуться – следим глазами по нотам.

4-5
Двухголосие

Звучание можно дополнить контрастным фиксированным доминантовым тоном – сначала выше, а затем ниже основной мелодической линии.

Двухголосная партитура этой песни – почти идеальный пример теоретической задачки на определение интервалов. Еще один удобный случай, которым можно воспользоваться.

6-7
"Я женских романсов не пою!"

Вообще-то это песня женская, или, точнее, девичья. Поэтому если у вас есть возможность учесть данное обстоятельство – будет замечательно. Старшим девочкам  можно намекнуть на иносказательно-интимный смысл слов этой песни. Пусть сами догадаются, что это за красная лента, которую, не ровен час, можно было и потерять во время заигрышей?

Материалы по теме: 

Масляница

Русский фольклорный праздник

для 1-5 кл.

Февраль. Масленица

из цикла "Времена года" П.И. Чайковского

Анализ формы

для 3-4 кл.