Матушка-Масленица

Рейтинг: 
Пока оценок нет
Композитор: 
музыка народная
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XVIII
XIX
XX
Стиль: 
фольклор
Вид: 
песня
Тип: 
a capella
в сопровождении ансамбля детских инструментов
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Соль мажор
Характер: 
бодрый
задорный
танцевальный
Класс: 
2
3
4

Эта простая песенка выучивается буквально с первого раза. Удобная тесситура, четкий ритм, поступенное мелодическое движение  – одним словом, практически никаких интонационных трудностей. Синкопа, возникающая  с 3-го такта, особых затруднений также не вызывает.

Масленичная песня для начальной школы

Матушка-Масленица, широковесельница!
Погостюй до воскресеньица,
До велика хороненьица!

Под эту песню хорошо «ложатся» танцевальные движения, основанные на размеренном спокойном шаге, можно с поклонами  или поворотами на завершении каждой фразы-куплета.

"Ласковый теленок двух маток сосет"

Поговорите с детьми о смысле этой поговорки. Ваши ученики наверняка согласятся с тем, что изобретательность в умении говорить ласковые слова, упрашивать так, чтобы не отказали – очень полезный талант в жизни каждого человека. Многим из них не раз приходилось упрашивать родителей, бабушек и дедушек, но вот насколько они овладели этим искусством? Матушка… широковесельница… - как еще можно назвать  Масленицу, да так ласково, чтобы она все-таки осталась? Что такого можно ей посулить, чтобы уговорить задержаться? Можно даже устроить конкурс на лучшего уговорщика…. Придуманные уговоры – это, конечно же, новые куплеты песни.

Подключаем инструменты

Обрядовые мелодии неплохо звучат в сопровождении деревянных духовых (свирель, блокфлейта) и ударных (трещотки, ложки, рубель) инструментов. Предлагаемая партитура настолько проста, что окажется по силам любому классу.

Ритмическая линия ударных является образцом минимализма. Повторяя ритмоформулу словесного текста из первой фразы она, тем не менее, требует немалой сосредоточенности, так как с текстами следующих фраз не совпадает. Этот момент будет воспринят с особым интересом, если превратить исполнение партии ударных инструментов в игру на внимание. Особенно полезна будет такая игра гиперактивным детям.

В предлагаемой ритмической партитуре использованы практически все виды длительностей – от шестнадцатых до половинок. Неплохой дидактический материал – если проследить инструментальные партии по нотам. Если такой необходимости нет, то дети выучивают ее также очень быстро и даже не задумываются об этом «разнообразии длительностей».

Использованная в партии флейты седьмая низкая ступень придает мелодии «древний» языческий колорит. Этот подголосок хорошо будет звучать и в вокальном исполнении.

Сравниваем фразы

Предложите ребятам найти в мелодии этой песни повторяющиеся фразы. Чем отличаются от них другие фразы-куплеты?  А как можно записать куплеты, придуманные самими ребятами?

Материалы по теме: 

Масляница

Русский фольклорный праздник

для 1-5 кл.

Февраль. Масленица

из цикла "Времена года" П.И. Чайковского

Анализ формы

для 3-4 кл.