Окликание дождя

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Композитор: 
Лядов А.К.
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Характер: 
напевный
светлый
жизнерадостный
Класс: 
1

Среди многочисленных и интересных произведений, которые написали для детей русские композиторы XIX века, особое место занимают "Детские песни" Лядова. Крошечными жемчужинами называл их Цезарь Кюи. Великий знаток русского народного творчества, мастер музыкальной миниатюры, Лядов здесь обращается к детскому фольклору. До него эта сфера народного творчества оставалась в тени других, "взрослых" жанров.

"Окликание дождя" -  удобная по диапазону, простая в исполнении, и вместе с тем очень красивая песня. Мелодическая линия настолько напевна, что кантиленное звучание дается детям без особого труда, несмотря на  достаточно быстрый темп.

А.Лядов. Детские песни. Окликание дождя_ноты

Внимание - аккомпанемент!

Во всей песне фортепианное сопровождение предельно простыми средствами украшает и оттеняет звучание хора. На подобных примерах важно, чтобы дети учились слушать и слышать аккомпанемент, чувствовать его красоту, художественный диалог между вокальной и инструментальной партиями.

Для того, чтобы красота лядовского фортепианного сопровождения стала для них открытием, маленьким откровением - предлагаем использовать прием постепенного погружения в композиторский замысел. Тогда, вопреки обычным методическим рекомендациям, сразу целиком песню показывать не нужно. Она будет проявляться постепенно - одна деталь за другой - пока, наконец, не предстанет перед юными исполнителями во всем своем совершенстве.

При разучивании сначала поддержите оба куплета простыми репетициями восьмушек, как бы продлив на всю песню фактуру лядовских первых тактов. Обратите на нее внимание учеников: Какой аккомпанемент у фортепиано? Похож ли он на мелодию, которую дети поют? Если да, то чем? Отличается ли? -  в чем отличие? – на эти вопросы дети, скорее всего, дадут правильные ответы: что инструмент повторяет линию голоса, только более короткими «быстрыми» нотками. Может быть даже кто-то услышит в этом подражание капелькам дождя.

Песня будет учиться очень быстро, и уже на 4-5 раз класс будет достаточно уверенно интонировать мелодию. И тогда самое время (без предупреждения!) подыграть уже более красивый вариант двухголосного сопровождения  в тактах 11-16.

Остановите исполнение после первого куплета и спросите, понравился ли ребятам изменившийся аккомпанемент. То, что он изменился – они услышат обязательно, а вот как? – для этого можно будет сыграть его и отдельно – пусть ученики прислушаются и попробуют сказать, что нового в нем появилось, что именно звучит по-другому.

Следующий куплет проработайте активной артикуляцией шепотом или вообще без звука. А что же дождь, что про него говорится во втором куплете? – а ничего! дождь-то, видимо, уже закончился, раз показалась радуга! - Значит, и аккомпанемент должен измениться!

Исполните второй куплет в сопровождении  арпеджато – этот тип фактуры обычно очень нравится малышам – на звучание какого инструмента он похож? (Арфа, гусли).

Исполните песню от начала до конца (но без фортепианного заключения) с полностью авторским аккомпанементом. Интересно ли было петь с таким изменяющимся сопровождением?... – И, может быть, дети сами в диалоге-рассуждении придут к идее развития музыкального образа.

Тут самое время еще раз упомянуть имя Анатолия Константиновича Лядова. Может быть, показать его портрет, сказать несколько слов о его любви к русской народной песне и редкому таланту и мастерству в обработке фольклорных мелодий. При этом не забыв подчеркнуть, что в данном случае музыка - не народная, а сочинена композитором в духе народных мелодий.

В заключении исполните миниатюру целиком, предупредив, что по окончании вокальной партии, всех певцов ждет сюрприз, для чего сразу же после пения нужно будет закрыть глаза. Обсуждать фортепианное заключение или нет по окончании звучания - подскажет ситуация. Но его "мелодический сок" (термин Асафьева) в любом случае впитается глубоко и основательно.

В качестве домашнего задания можете предложить ученикам придумать свои - вокальные заключения к этой песне.

 

Развитие мелодии

Но если в аккомпанементе так замечательно развивается музыкальный образ, то в мелодии - которая в песне, конечно же, главная - неужели ничего интересного не происходит? Конечно, происходит, - только это нужно увидеть.

Предложите ребятам сравнить мотивы, выделенные бирюзовым цветом. Это самая первая интонация. Как, каким образом из нее вырастает начало второй фразы? А как она меняется в начале второго куплета? А вслед за выделенными фрагментами увидят ли ребята повторяющиеся такты? А если сравнить первую строчку и вторую - где больше нового "музыкального материала"? - Конечно, во второй строке. Именно здесь и чувствуется наиболее явное мелодическое развитие.

Покажите рукой как сначала робко (совсем как начинающийся дождик!), а потом захватывая все большие и большие звуковые пространства развивается мелодия этой песни.

Школа народных волшебников

Слава Гарри Поттера отвлекла внимание современных детей от магических основ славянского фольклора. Между тем, наш фольклор - в самых древних своих проявлениях - насквозь пронизан магическими идеями и символами. Люди общались с природой, пытались ее "заговорить", стремились помочь своими песнями и танцами "правильному" ходу солнцеворота - чтобы вовремя наступала весна, в нужный момент проливались дожди, успевал созревать урожай.

Окликание дождя - это "литературный" вариант подлинно фольклорного названия: на самом деле - это закликание, заклинание (на то и закличка!). А любое магическое заклинание - для того, чтобы оно исполнилось - надо произнести особым образом. В конце заговора должны быть особые слова-закрепы. И в этой песне они тоже есть. Фраза "ключиком-замочком, золотым (или беленьким, шелковым) платочком" встречается во множестве других закличек и выполняет эту важную функцию - усиления действия заговора.

А есть ли мотивы-закрепы в фортепианном заключении? - Пусть ваши ученики внимательно его послушают и ответят на этот вопрос.

Материалы по теме: 

Полевая березка

русская народная сказка

Сказка на основе фольклорных традиций (летние зовы и заклички)

для 1-2 кл.