Песенка о словах

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.8 (4 голоса)
Композитор: 
Старобинский С.Л.
Слова: 
Вайнин В.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
До мажор
Класс: 
5

В программе "Музыка" для 5 класса (авторы Г.П. Сергеева и Е.Д. Критская) первое полугодие посвящено изучению темы "Музыка и литература". В том или ином виде присутствует она и в учебных пособиях других авторов. Продолжая мысль, сформулированную еще в программе Д.Б. Кабалевского - "Что было бы с музыкой, если бы не было литературы?" - современные школьники убеждаются на примере различных художественных произведений в тесной взаимосвязи этих видов искусства.

Немало вдохновенных строк написано поэтами и прозаиками о музыкальных звуках
(см. ниже подборку материалов по теме). Своеобразным ответом на них может выступать "Песенка о словах" С. Старобинского на стихи В. Вайнина.

С.Старобинский_Песенка о словах

Компактная по тесситуре, с ясной гармонической основой, она, однако, требует достаточно подвижного вокального аппарата: в мелодии немало проходящих шестнадцатых, широких скачков, которые должны быть исполнены интонационно точно и легко.

Песенка о словах. Стихи Вайнина, музыка Старобинского

Стилизация

Приступая к разучиванию этой песни, оставьте на некоторое время учеников в неведении относительно композитора, ее сочинившего. Когда и мелодия, и слова будут звучать уже достаточно уверенно, задайте такой вопрос:

"Как вы думаете, ребята, эту песню сочинил современный композитор или нет?"

Дети ответят, скорее всего, отрицательно. И они будут правы! Ведь фактура фортепианного сопровождения, гармонический язык, отдельные интонацинные обороты совершенно явно ассоциируются с музыкой 18 - начала 19 века. 

Откройте им "тайну", и уделите немного внимания анализу элементов стилизации, использованных композитором. Среди них рекомендуем:

  • украшения: затактовая квинтоль, форшлаги в партии фортепиано
  • альбертиевы басы в партии левой руки
  • проходящие шестнадцатые в вокальной партии

Сравните их с подлинными классическими образцами.
Можно напомнить классу звучание менуэта Боккерини, сонаты Моцарта C-dur (I часть), песни Шуберта "Куда" из цикла "Прекрасная мельничиха" и ряда других произведений, относящихся к этому периоду.

Если в классе есть интеллектуалы, то можно поговорить и том, почему, сочиняя музыку на данные слова, композитор обратился к приему стилизации? Чем обусловлено такое художественное решение?

Материалы по теме: 

Старобинский С.Л.

Москва

кандидат наук, академик МАНПО, автор книг, статей, программ, композитор

Льются звуки

Вячеслав Иванов

стихотворение

для 5-7 кл.

Скрипка

Утиген Кумисбаев

стихотворение, упоминается Глинка и Чайковский

для 3-5 кл.

Музыка

Яков Полонский

стихотворение, посвящено Чайковскому

для 6-8 кл.