Петушок

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Композитор: 
Лядов А.К.
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Ми мажор
Ре мажор
Характер: 
спокойный
Класс: 
1
2

Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! - Этот ласковый образ из русских народных сказок и пестушек в вокальной миниатюре А.К.Лядова получил поистине филигранную отделку.

Шаги-пиццикато, неторопливое поклевывание, интонационные ходы, напоминающие крик петуха - но переданные очень сдержанно, аккуратно - своеобразные деликатные "намеки на изобразительность". Как всегда у Лядова - все сделано с большим художественным вкусом:

Детские песни Лядова. "Петушок". Ноты, методика разучивания

Если у ваших ребятишек исполнение верхнего "ми" еще пока вызывает затруднения - воспользуйтесь вариантом песни в транспорте - на  тон ниже. Правда, в этом случае нужно быть предельно внимательным и добиваться аккуратного, "прибранного" звука в начале фраз внизу певческого диапазона.

Сочинение сочиненного - слова народные, музыка детская

Хорошим заделом для работы над песней Лядова "Петушок" будет знакомство с одноименной фольклорной попевкой. Дети легко сочиняют собственные мелодические варианты на подобные народные тексты.

1. Обратите их внимание на минорный характер фольклорного варианта. Кто сможет придумать мелодию повеселее, посветлее? - В качестве ответа на подобный вопрос у кого-то из ребят в импровизации может получиться мажорный вариант с восходящим интонационным движением.

2. А кто видел живого петуха? - что он делает, как он ходит? - Можно попробовать изобразить это пантомимой.  А как можно изобразить характер и движения петушка в музыке? - Предложите его походку показать на ксилофоне: "петушок неторопливо переступает по бревнышкам".

3. Если кто-то из учеников сумеет убедительно прокукарекать - это будет замечательно! Тогда у вас появится повод для маленького фрагмента интонационного анализа: как движется голос - вверх или вниз, нотки звучат рядышком или широко друг от друга? - После этого попросите ребят поискать подходящую интонацию на ксилофоне.

После подобных придумок Лядовские находки в мелодии и фортепианном сопровождении, безусловно, приобретут для юных исполнителей особую убедительность.

Выразительные средства - вопросы и ответы

В продолжение начатого интонационного анализа,  уместны будут и следующие вопросы в связи исполнительской интерпретацией:

- Какую фразу нужно спеть громче других?

- Характер мелодии и аккомпанемента всегда одинаковый или он меняется? какими они становятся? как это связано со словами?

- В фортепианном заключении трижды звучит краткая интонация "Ку-ка-ре-ку!". В чем разница? Какое от этого возникает впечатление? ... (Если дети еще на знакомы с понятием регистр, - то самое время о нем рассказать.)

В духе минимализма - голос и блокфлейта

Если вы, или кто-то из ваших учеников умеет играть на блокфлейте, то попробуйте исполнить эту миниатюру дуэтом: голос и флейта. Партию голоса можно поручить 1-2 ученикам, наиболее уверенно интонирующим, с хорошим полетным звучанием голоса. Инструментальная же партия - это  выдержанный тонический бурдон, повторяющийся на протяжении практически всей песни. И лишь в самом конце, тоника ускользает, уводя нас в параллельную тональность. Именно в таком минималистском решении эту модуляцию будет особенно хорошо слышно.

Не говоря уже о том, что дуэт прозвучит очень изысканно и красиво.