Разгулялися, разливалися

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4 (1 голос)
Композитор: 
Глинка М.И.
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
хор из оперы
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
2
Тональность: 
Си бемоль мажор
Ля бемоль мажор
Характер: 
светлый
напевный
лирический
Класс: 
6
7
8
9

Хор из оперы М.Глинки "Иван Сусанин"

Время создания оперы "Иван Сусанин" - одно из наиболее счастливых в судьбе Михаила Ивановича Глинки. Он только что женился. Женился по любви и был вполне счастлив первыми семейными радостями.

Тема свадьбы дочери Сусанина - Антониды перекликается с его собственным настроением в тот период. Композитор вспоминал, что тогда "минута без невесты моей казалась мне невыносимою",  и он действительно испытывал все те чувства, которые воплотил в знаменитом  трио "Не томи родимый" и других лирических номерах своей  оперы.

В  его  записках  упоминаются и конкретные обстоятельства создания этого свадебного хора:

"В конце апреля, около 25 и 26 числа, 1835 года я женился. ...
В первой половине мая отравился я с женою и тещею в Новоспасское...
Со мной были слова для двух актов, и я помню, что где-то за Новгородом в карете вдруг я сочинил в 5/4 хор "Разлелеялась"

(сейчас хор известен под названием "Разгулялися, разливалися")."

Глинка. Хор из оперы "Иван Сусанин". 3 действие "Разгулялися, разливалися"_ноты

Хор «Разгулялися, разливалися» звучит в III действии оперы. Именно здесь разыгрывается семейная драма героев. Мирная картина семейного уюта, в котором Ваня поет свою незатейливую песню («Как мать убили»), а Сусанин благословляет молодых («Ну, вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей») разрушена с появлением поляков. Фактически это первое столкновение двух миров, двух музыкальных культур. И вся сцена построена на контрастах.

В.Одоевский писал: «Поразительна торжественная музыка слов Сусанина: «Боже, спаси царя! Ты умудри меня», сопровождаемая буйным шепотом поляков. Расставание Сусанина с дочерью раздирает сердце; какой благочестивой грусти исполнена музыка слов: «Благослови, господь, твое житьё». Сусанин еще прежде отправил Ваню предуведомить… о предстоящей опасности, а сам он следует за поляками, и буйные польские звуки заглушают вопль дочери.

Вы еще находитесь под влиянием этих звуков, когда раздается свадебный хор женщин, основанный на самом оригинальном пятичетвертном русском мотиве, и, заметьте, мотиве ниоткуда не взятом… но, который, если бы вы его услышали даже отдельно от оперы, вы бы назвали свадебной  песней, так глубоко постигнул автор законы образования русской мелодии.»

Хор подруг невесты  остро передает трагическую ситуацию, напоминая, что Сусанин уведен врагами в счастливейший день своей жизни – помолвки дочери, что саму красавицу невесту постигло ужасное горе. Поэтому особенно трогательно и печально звучит ответ девушки подружкам, ее плач…

Б.Асафьев, говоря о светлом, «весеннем» настроении хоровой интродукции обращал внимание и на этот хор как ярчайший пример композиторского мастерства Глинки, умевшего вызывать интонационные ассоциации порой на очень далеком расстоянии:

« В III акте, после сильнейшей драматической сцены и прощания с отцом, Антонида в грустном забытьи остается одна со своим горем. И в этом молчании начинает звучать «отголосок весны» - ясный диатонический девичий свадебный хор, перекидывающий «звукоарку» к девичьим хорам интродукции… Здесь возникает острый драматический контраст между создавшейся ситуацией и светло-радостным настроением подруг Антониды, усиливаемым «весеннестью» текста и напева хора».

В оригинале хор написан в тональности B-dur. Верхняя граница партии сопрано - "Фа" второй октавы. Многие ученики 6-7 классов уже имеют эти звуки в певческом диапазоне (кроме мутирующих мальчиков).

В партии альтов нижняя граница диапазона - "Соль" малой октавы оказывается более трудной задачей. Если у ваших певцов эти ноты еще не звучат, то в мелодических украшениях, завершающих куплеты (тт. 17, 31, 45), они могут просто присоединиться к партии сопрано.

Хор предоставляет прекрасную возможность поработать над октавным унисоном, почувствовать красоту и своеобразие такого параллельного движения голосов. Терцово-секстовые соотношения, фактически, ограничены 4 тактами, что позволяет добиться гармоничного звучания относительно быстро.

Если, тем не менее, времени на разучивание двухголосия нет, то хор убедительно прозвучит и в одноголосном варианте. В этом случае предлагаем воспользоваться вариантом в транспорте на тон ниже - в тональности As-dur.

Варианты в B-dur:

Использованная литература:

  1. Асафьев Б.В. М.И.Глинка. Л, 1978.
  2. Глинка М.И. Записки. М. "Музыка", 1988.
  3. Слово о музыке. Русские композиторы XIX в.: Хрестоматия. /Сост. В.Б.Григорович, З.М. Андреева. - М., 1990.

 

Полезные ссылки

Фрагмент из III действия оперы "Иван Сусанин". Постановка Большого театра 1979 г. >>