Сказочка

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.7 (3 голоса)
Композитор: 
Лядов А.К.
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
в сопровождении ансамбля детских инструментов
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Ре мажор
До мажор
Характер: 
спокойный
повествовательный
Класс: 
2
3

Докучные сказки - весьма специфический жанр русского фольклора. Текст одной из них лег в основу песни А.Лядова "Сказочка".

Эта вокальная миниатюра вполне доступна для исполнения и в 1-м классе (особенно в транспорте на тон вниз). Но особый жанровый склад, психологический подтекст убеждает отнести ее разучивание на чуть более поздний возраст.

Детские песни А.Лядова. Сказочка_ноты

Где живет докучность?

Докучные сказки - это своего рода словесная игра. Главная их особенность в том, что повествование зацикливается, постоянно идет по кругу, и само количество кругов зависит только от желания рассказчика, или рассказчика и того, кто его слушает.
Сказка длится пока не надоест.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Еще примеры докучных сказок на википедии

 

А докучная "сказка про белого бычка" даже перекочевала в поговорку, став символом занудности.

Обратить внимание ребят на то, как какие музыкальные средства использует Анатолий Лядов для "пущей занудности" поможет переложение для ансамбля детских музыкальных инструментов.

Партитура основана на транспонированном в До-мажор варианте и рассчитана на следующие инструменты:

Блокфлейта - в основном дублирует вокальную партию. (При отсутствии в классе ребят, владеющих соответствующими навыками, может быть безболезненно опущена.)

Металлофон. Обязательно нужен хроматический инструмент, так как партия - хоть и совсем простая - строится на малых секундовых интонациях. Однако именно она - самая важная для понимания главного художественного приема этой миниатюры.

Гитара. Правда, она в данном случае скорее будет напоминать виолу да гамба. На инструменте нужно будет оставить всего две струны и настроить их на два звука - "си" и "до", а затем вручить исполнителю в руки скрипичный смычок. Получится рекомендованный Орфом тянущийся бурдон. В руках неумелого музыканта звук будет достаточно нудным. Но в данном случае - это то, что нужно.

Фортепиано. Эту партию придется сыграть вам. Сюда попало все, что "не укладывается" в партии других инструментов.

Но, кстати, все вместе звучит очень красиво, а гитара со смычком будет столь необычной "тембровой фишкой", что сам процесс инструментального озвучивания нудным никак не назовешь.

Если времени на разучивание совсем мало, то можно исполнить миниатюру в сокращенном ансамблевом варианте (пение, металлофон, гитара) и только до фортепианного заключения.