Сорока

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Композитор: 
Лядов А.К.
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
в сопровождении ансамбля детских инструментов
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Соль мажор
Характер: 
веселый
шутливый
Класс: 
1
2
3

Детские вокальные миниатюры Анатолия Лядова помимо безусловных музыкальных достоинств имеют еще одно замечательное качество - их слова не нужно учить.

"Сорока" - одна из самых распространенных пестушек, которые и по сей день слышат российские малыши. Даже не научившись еще говорить, они уже с удовольствием агукают и хохочут, когда взрослые выводят кружок на деткой ладошке, приговаривая: "Сорока-сорока..." и загибая по очереди пальчики.

Сама же песня сделана с большим мастерством и тонким юмором: угловатые акценты и "хлопотливые" шестнадцатые очень выразительно рисуют образ сороки.

Детские песни Лядова. Сорока_ноты

1
Пальчиковые игры - двигательная партитура

Польза от пальчиковых игр всем хорошо известна: совершенствуется мелкая моторика руки, которая напрямую связана с интеллектуальным развитием ребенка. Пальчиковые игры активно используются в Монтессори-педагогике, но сама идея, конечно же, более древняя и рождена народной мудростью.

Шестилетки могут уже сами поводить себе по ладошке - с немалым удовольствием и пользой не только для общего, но и музыкального развития.

Предложите им следующую несложную партитуру движений, сменяемых каждые 2 такта вокальной партии:

1 фраза - 3-м пальцем правой руки выводим кружок по центру левой ладони

2 фраза - меняем руки: пальцем левой руки выводим кружок на правой ладони

3 фраза - снова меняем руки, но теперь ладонь левой руки держим перевернутой (ладонь как купол) и палец правой руки при рисовании кружочка как бы подпирает ладонь, чуть-чуть подталкивает ее вверх.

4 фраза - как в третьей, но снова поменяли руки.

5 фраза - обе руки одновременно делают небольшие круговые движения от локтевого сустава из разных сторон к центру (похоже на дирижерский жест снятия) и приземляются на парту или на колени. На последнем тянущемся звуке - снова постепенно поднимаются и разводятся чуть в стороны (как лепестки раскрываются солнцу).

Данная двигательная партитура позволит добиться более связного исполнения фраз, будет способствовать более выразительному пропеванию последнего длинного звука. Первые две фразы предложенный тип движений будет "приземлять" к тонической опоре, а вторые две фразы поможет "не заглублять", пропеть в более высокой певческой позиции.

2-3
Есть затакт - нет затакта

Если по линии освоения музыкальной грамоты вы уже работаете с понятием "затакт", то данная песня предоставляет прекрасную возможность проверить, как ученики его усвоили. В каких фразах этой мелодии он есть, а в каких - нет?

3
Ансамбль детских инструментов

Если в вашем арсенале имеются хроматические ударные и дети регулярно на них музицируют, то к третьему классу им вполне по силам будет несложная аранжировка инструментального сопровождения к этой песне.

Предлагаем обработку Лядовской миниатюры для следующего состава:

  • блокфлейта
  • хроматический ксилофон
  • 2 хроматических металлофона
  • бубенцы
  • фортепиано.

Самую сложную партию блокфлейты можно исполнить на фортепиано, а партию фортепиано - как она выписана - на тянущемся бурдоне какого-либо струнного инструмента - например, виолончели, или гитары, временно превращенной в виолончель - с настройкой "пустых" струн на нужный интервал.