Там вдали за рекой

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Композитор: 
Аренский А.
Слова: 
Плещеев А.Н.
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
ми минор
ре минор
Характер: 
грустный
Класс: 
1
2

Песня А.Аренского "Там вдали за рекой" для уроков музыки в 1 классе - просто находка.

В этой миниатюре на редкость органично сочетаются удобная вокальная партия и красивые гармонии фортепианного сопровождения. Предельно простыми средствами создан по-настоящему глубокий художественный образ.

Песня очень нравится малышам, она у них неплохо получается. При этом использованные в ней интонационные обороты превосходно подходят для самых первых шагов в деле освоения музыкальной грамоты.

Памятка педагогу.

  1. При разучивании песни не забудьте обратить внимание детей на слово «ракиты» - современным малышам может оказаться  незнакомо его значение, – и  его нужно, конечно же, объяснить.
  2. Эта вокальная миниатюра требует очень аккуратного и точного дыхания. В частности, желательно спеть на одном дыхании всю мелодическую фразу до паузы, или сделать это на цепном дыхании.
  3. В динамических оттенках, на которые,  безусловно, нужно обратить внимание, - нельзя «переборщить». Слишком резкие и экзальтированные перепады могут разрушить поэтический образ этого более чем миниатюрного произведения.
Интонация "ку-ку"

Нисходящая терция с хорошо узнаваемым ритмом фактически является для этой песни припевом. Во многих методических руководствах по сольфеджио и музыкальной грамоте именно с нее начинается знакомство с нотной записью. В приложенных файлах вы найдете разные варианты ее представления.

Инструменты на выбор

Ограниченный диапазон и повторяющиеся мотивы идеально подходят для задач элементарного музицирования. С самыми маленькими можно сыграть на металлофонах только припев – повторяющееся «ку-ку». С детьми постарше - диатонический вариант (транспорт на тон вниз) на металлофоне, ксилофоне или блокфлейте. Еще более ловким инструменталистам будет посильной задачей исполнение мелодии в оригинальной тональности на хроматических ксилофонах, металлофонах или блокфлейте.

Какая правильная?

Звукоизобразительная интонация «ку-ку» помимо нисходящего движения по звукам  терции обладает еще целым рядом важных характеристик, на которые не всегда обращают внимание. Это и длительности: короткий звук следует за длинным, (а не наоборот!), и акцент на втором звуке на сильную долю, ладовая окраска большей устойчивости также на втором звуке. Эти особенности вполне по силам вычленить и на слух, и на глаз даже первоклассникам. Не обязательно делать это сразу же в момент знакомства с песней. Подобные задания можно оставить и «на потом», когда в работе окажутся соответствующие разделы музыкальной грамоты. Выученная ранее песня окажется тогда «хорошо вспаханным полем», на котором лучше прорастут ростки новых знаний.

Динамика и штрихи "в ассортименте"

Разнообразные штрихи и динамические оттенки, которые сначала исходят от педагога, через какое-то время могут стать предметом самостоятельного творчества учеников.

После знакомства с музыкальными обозначениями forte, piano, значками акцентов, staccato, legato, crescendo, diminuendo, - текст этой песни может стать хорошим материалом для самостоятельных работ в этом направлении. Раздайте распечатки полного нотного текста вокальной партии без обозначения динамических оттенков и штрихов. Пусть ребята сами их расставят.

У этого задания может быть несколько способов выполнения:

  1. Все вместе поем (учитель с помощью аккомпанемента «выводит» на нужную динамику) – потом фиксируем в нотах динамический план только что прозвучавшего исполнения. – Этот вариант удобен для взаимной проверки соседом по парте.
  2. Сначала вчитываемся в текст, «про себя» вспоминаем  давно звучавшее исполнение, затем обсуждаем всем классом где, с какой динамикой и штрихами следует исполнить песню, - вместе реализуем коллективный исполнительский план.
  3. Пробуем придумать различные (но не противоречащие основному образу!) динамические и артикуляционные решения и исполняем несколько вариантов. Задание можно выполнять по группам – чья интерпретация будет наиболее убедительной.