Турецкий дождь

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4 (4 голоса)
Композитор: 
Старобинский С.Л.
Слова: 
Дриз О.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Ми бемоль мажор
Характер: 
веселый
шутливый
энергичный
Класс: 
3
4
5

Колоритная песенка на стихи Овсея Дриза обычно очень нравится ученикам 3-4 класса. Раньше ее учить нецелесообразно - здесь потребуются достаточно развитые вокально-хоровые навыки:

  • диапазон 1,5 октавы;
  • свободное интонирование скачков на сексту, октаву, нону;
  • упругий пунктирный ритм в сочетании с ферматами;
  • художественное изменение размера и темпа.

Тем не менее, если со всеми этими сложностями удается справиться, то песня звучит содержательно, по-театральному интересно, тем более, что и сам сюжет подсказывает возможные варианты пластических и драматических импровизаций…

Темпы + ферматы

Разучивание этой песни можно начать с анализа стихотворного текста. Предложите ученикам прочитать его «про себя» и подумать, какие слова буквально «требуют» изменения темпа.

Какой темп должен быть в начале? …а потом? …каким темпом лучше закончить песню? Пусть подумают, как можно подготовить эти темповые изменения? – Возможно, они сами найдут решение, сходное с композиторским - ферматы в конце каждой части.

Соответствующие обозначения можно вписать в распечатку словесного текста. Затем можно прочитать стихотворение вслух с соответствующими ускорениями и замедлениями.

Ударные слоги - затакты

Предложите ученикам в тексте расставить ударения в словах. Достаточно будет отметить только первый ударный слог в начале первых двух стихотворных строк.

Перед ударным слогом попросите провести разделительную черту:

Ту | рéцкий…

На | шéл…

Затакт готов!

Кстати, попросите прочитать эти два затакта выразительно. Голос скользит вверх, или вниз? – Вот и интонация!

Можно переходить к её изображению в нотах.

Каверзный вопрос: «Как обстоят дела с затактом в четвертой строке? А дальше?»

Интонации рассказа, марша, вальса

Предложите ученикам сравнить выделенные в рабочем нотном тексте фрагменты. Чем они похожи? Чем  различаются?

Пусть попробуют найти конкретные отличия в метро-ритме, являющиеся признаками появления нового жанра..

Подвох в том, что в вокальной партии отличия между интонациями 6-7 и 14-15 тактов выявить невозможно.  После осознания этого очевидного факта - исполните эти фрагменты с аккомпанементом, сфокусировав внимание на его значении для «узнаваемости» жанра.

Вопрос «на сообразительность»:

Почему в последнем разделе песни при смене размера выбран вариант «12/8», а не «3/4», как это чаще всего бывает в вальсах?

Ритмоформулы

Повышенный уровень сложности (для работы с нотным текстом).

1. Предложите ученикам выписать в тетрадь ритмические формулы, встречающиеся в отдельных тактах (1 ритмоформула = 1 такт).
В зависимости от уровня подготовки могут быть использованы разные уровни сложности задания:

  • выписать одну формулу,
  • выписать 2-3 основные, (по выбору учителя, либо ученика)
  • выписать все.

2. Напротив каждой выписанной формулы нужно проставить номера тактов, в которых эта формула встречается (повторяется)

а) в неизменном виде.
б) с незначительными (1-2 ноты) изменениями.

 

Материалы по теме: 

Старобинский С.Л.

Москва

кандидат наук, академик МАНПО, автор книг, статей, программ, композитор