Ты, соловушка, умолкни

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (13 оценок)
Композитор: 
Глинка М.И.
Слова: 
Забелла В.
Страна: 
Украина
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
a capella
Количество голосов: 
1
2
Тональность: 
ре минор
Характер: 
грустный
напевный
Класс: 
2
3
4
5
6

Весну и лето 1838 года Глинка провел на Украине. Объезжая малороссийские города и села, композитор отбирал для императорской капеллы малолетних певчих, выделявшихся своими голосами.

Народные украинские мелодии - мягкие, певучие, с терцовыми подголосками - не могли не привлечь его чуткий слух. Спустя много лет, Михаил Иванович принялся за сочинение Казацкой симфонии "Тарас Бульба" и даже написал несколько отрывков. Возможно, это произведение было бы столь же классическим шедевром украинской музыки, каким является его "Камаринская" для русской и "Арагонская хота" для испанской музыки. Но замысел так и остался нереализованным.

Зато среди его романсов и песен есть несколько миниатюр на стихи В.Забеллы. И здесь стиль композитора вновь безупречен по отношению к вдохновившей его музыкальной культуре.

М.Глинка. Ты, соловушка, умолкни. Ноты для детского хора

Ты, соловушка, умолкни,
Песен петь не надо,
Ты не шли мне звонких трелей
На заре из сада.

Твоих песен сладкозвучных
Я не в силах слушать,
Сердце сразу замирает,
Тяжесть давит душу.

Ты лети к счастливым людям,
Тем, что веселятся,
Они песнею твоею
Будут забавляться.

С аккомпанементом или без

Фортепианное сопровождение в этой песне - совсем простое. Оно имитирует неторопливые аккорды бандуры. Вряд ли будет серьезной погрешностью против стиля, если их разложить на мягкие фигурации.

Либо, наоборот, можно отказаться от аккомпанемента вовсе, исполнить песню a capella. В этом случае она звучит особенно печально и проникновенно, дает детям прекрасную возможность насладиться мягкой кантиленой, выстроить и услышать в своем пении гармоничные созвучия.

Краткость куплетов, незначительный диапазон партий, безупречная мелодическая логика каждого голоса песни "Ты, соловушка, умолкни" позволяет добиться красиво звучащего двухголосия буквально за несколько репетиций.

2-3

Если до двухголосия ваш классный хор еще "не дорос" - воспользуйтесь вокальной партией в одноголосном варианте. В одноголосном виде с аккомпанементом песня может быть исполнена уже во 2-3 классе.

В одноголосной записи вокальной партии обязательно уделите несколько минут анализу нотного текста. Будет очень полезно сравнить мелодические фразы второй и третьей строки - в чем они похожи, где различаются...

5-6
Гармонический анализ... одного аккорда

Если вы разучиваете песню с подростками, и уже обращали их внимание на такой элемент музыкального языка, как гармония, то данная песня является прекрасным примером для продолжения этого разговора. 

После того, как мелодия в целом будет освоена, предложите ученикам пропеть ее мысленно про себя, обращая при этом внимание на аккомпанемент. Задача - выбрать самый красивый, самый необычный аккорд изо всей партии фотепианного сопровождения и запомнить, в каком месте он находится.

При повторном прослушивании ребята должны будут поднять руку в момент звучания этого "особенного" аккорда. Почти наверняка все они отметят b-moll' ное трезвучие из 5-го такта. Задержитесь немного в этом месте, покажите нетипичность этого аккорда - не просто VI ступень, а VI минорная для основной тональности. При этом следующий такт звучит в параллельном F-dur. И отклонение идет не через мажорную доминанту (как это чаще всего бывает), а через минорную субдоминанту...

Даже если не объяснять эти премудрости в правильных терминах, полезно будет показать "стандартные" гармонические ходы, привычные для слуха и тот вариант, который использует Глинка. Слуховое восприятие миниатюры сразу станет намного богаче.