Верблюд-путешественник

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (2 голоса)
Композитор: 
Ройтерштейн М.И.
Слова: 
Бурсов И.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
Фа мажор
Соль бемоль мажор
Характер: 
спокойный
Класс: 
3
4

Песня про верблюда обязательно понравится вашим ученикам. Несложная в вокальном отношении она, тем не менее, позволяет освоить много важных элементов музыкального языка, не так часто встречающихся в традиционном школьном репертуаре.

Песня на восточную тему. Ройтерштейн. Верблюд-путешественник

Немного анализа

Если Ваши ученики владеют нотной грамотой, то вокальную партию этой песни можно и нужно проанализировать по нотам. В ней есть что сравнивать - точные повторения в той же тональности и на полтона выше; контраст серединки и крайних частей; небольшая кода, построенная на интонационном материале средней части...

Чтобы все это было как можно нагляднее, мы предлагаем воспользоваться специальным дидактическим вариантом нотации с разбивкой на фразы.

Музыкальная география

Логическая основа стихотворного текста этой песни - в перечислении мест и городов, где побывал Верблюд-путешественник. Для предупреждения ошибок в словесном тексте можно даже выписать на доске, или спроецировать на экран их перечень.

Возможно, кто-то из ваших учеников прямо на уроке блеснет эрудицией и назовет страны, в которых находятся экзотические города, упоминаемые в песне... Ну а если и нет, то это - хороший повод для домашнего задания. Пусть ребята с помощью интернета составят карту верблюжьих путешествий. А поскольку наш верблюд музыкальный, то из каждого города он мог бы сохранить и музыкальные сувениры - фрагменты национальных мелодий, характерных для той или иной страны. Подборка может получиться очень интересная!

От песенного верблюда к русскому Востоку

Тема русского востока, воспетого в музыке композиторов XIX-XX веков, затрагивается во многих школьных программах. Но слушая фрагменты произведений Глинки, Бородина, Хачатуряна, не всегда удается на практике показать те "музыкальные пряности" из которых складывается этот, безошибочно определяемый на слух, особый восточный колорит.

"Верблюд-путешественник" такую возможность предоставляет. Простые и доступные для понимания младших школьников выразительные средства, использованные композитором в этой песне - стоит рассмотреть специально.

Обязательно обратите внимание детей на низкую третью ступень, появляющуюся в третьем такте основной мелодии. Вторым знаком внимания, конечно, следует отметить острые "пряные" гармонии фортепианного сопровождения. И третьим моментом, в этом ряду оказывается пружинистая ритмическая основа в духе восточных танцевальных жанров.

Сядем по-турецки

Если в вашем классе царит творческая и непринужденная обстановка, и вы можете позволить себе некоторые вольности, то предложите детям сесть по-турецки: на полу или даже на стульях - чуть отодвинувшись от парт и подобрав под себя ноги.

Орфовский метод "Звучащих жестов" тогда приобретет соответствующий восточный колорит, и вы получите интересный тембровый набор для ритмического сопровождения этой мелодии.

В следующей ритмической фигуре:

ритм в размере 6/8

первая восьмая - звонкий хлопок по любой из торчащих в сторону коленок;
следующая группа из двух шестнадцатых и восьмой - более тихий перебор по голеням (ближе к ступням);
и последняя четверть с точкой - звонкий хлопок в ладоши перед собой....

Показав юным музыкантам такие способы звукоизвлечения предложите им самостоятельно поимпровизировать "восточные ритмы", с помощью звучащих жестов.

Острые гармонии

Фортепианное сопровождение этой песни выгодно отличается от других. Острый дисонанс ля-бемоль - ля-бекар хорошо слышен уже в первом такте. И в дальнейшей партии фортепианного сопровождения диссонансы встречаются регулярно. Предложите детям послушать только аккомпанемент, а заодно "зацепить" слухом эти острые созвучия. Для их внешней фиксации используйте жесты, предложенные Б.С.Рачиной в игре "Консонанс - Диссонанс".

Материалы по теме: 

Звучащие жесты (Body percussion)

Описание с нотацией
и партитурами упражнений

Консонанс-диссонанс

Игра с жестами
на развитие гармонического слуха

для 2-4 кл.

В Средней Азии

Симфоническая картина А.П.Бородина

для 4-6 кл.