А я по лугу

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (4 голоса)
Композитор: 
музыка народная
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Стиль: 
фольклор
обработка народной мелодии
Вид: 
песня
канон
Тип: 
a capella
Количество голосов: 
1
2
Тональность: 
фа минор
ми минор
Характер: 
спокойный
напевный
Класс: 
1
2
3
4

Эта песня с полным правом  может быть отнесена к «золотому фонду» школьного фольклорного репертуара. Безупречно удобная в вокальном отношении, она хорошо звучит даже у начинающих хористов.

Ее мелодия дает широкий простор для гармонического и полифонического многоголосия, прекрасно подходит для аранжировки различными ансамблевыми составами детских музыкальных инструментов. И в этом многообразии будет полезна на протяжении всей начальной школы.

а я по лугу_ноты_ русская народная песня

Читаем ноты

Весьма компактная по диапазону мелодия удобна на начальных этапах освоения нотной грамоты. Если ученики уже ориентируются в написании нот в диапазоне «ми - ля» первой октавы, то именно на этой песне (в тональности ми-минор) очень удобно добавлять ноту «си». Если они уже неплохо ориентируются во всей первой октаве, то также комфортно здесь вводится нота «до» второй октавы. И в том, и в другом случае начинать читать ноты предлагаем не с начала, а с цифры 2.

Подголоски

Тоническая квинта, внутри которой вьется мелодия этой песни, является и внутренней опорой, ладовым стержнем. Он легко становится основой простых в исполнении, но красиво звучащих подголосков. Воспользуйтесь «разноцветными» вариантами с верхним или нижним подголосками, в ми или фа-миноре.

Другой вариант – поступенное нисходящее движение от тоники к доминанте, которое тоже достаточно легко интонируется начинающими певцами и при этом создает немного необычный, суровый колорит.

Третий вариант – остинатное поступенное восходящее движение от доминанты к тонике. По законам мелодического минора в фа-миноре оно «ляжет» на белые клавиши, а значит, его можно исполнить на диатонических звуковысотных ударных – металлофоне или ксилофоне. В таком случае более удобной будет двухстрочная партитура.

В ми-миноре таким образом можно исполнить нисходящий остинатный подголосок.

Дополнительным «дидактическим бонусом» при этом станет знакомство с нотой «Си» малой октавы.

Канон

Другой вариант двухголосия – канон. Для такой работы можно использовать одноголосную запись мелодии с цифровым обозначением вступления вторы. Если же ваши ученики уже неплохо ориентируются в нотном тексте, то полезна будет запись с разноцветными мелодическими линиями – для осознания интервальных соотношений, возникающих между двумя голосами.

При этом разноцветная запись снимает «проблему главного голоса», когда все хотят петь «верхним» или «первым» голосом. «Разноцветные голоса» можно и разыграть, предложив представителям команд = голосов выбрать какой-либо небольшой символ (фишку, карточку) соответствующего цвета.