Запрягу я воробья

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (1 голос)
Композитор: 
музыка народная
Слова: 
слова народные
Страна: 
Россия
Век: 
XVII
XVIII
XIX
XX
Стиль: 
фольклор
Вид: 
песня
Тип: 
a capella
Количество голосов: 
1
Тональность: 
фа диез минор
Характер: 
архаичный
спокойный
Класс: 
5
6
7

Песня очень удобна по тиссетуре, но отнюдь непроста интонационно. Первые 5 тактов построены исключительно на трихордовых попевках, столь характерных для русских народных мелодий. Но и в дальнейшем при появлении второй и седьмой ступени это ощущение ладовой инерции с «древним колоритом» сохраняется.  

А вот присутствующий здесь переменный размер «пролетает» почти не заметно – просто как очень длинная фермата на последнем звуке куплета, уносящегося вдаль…

Песня на Масленицу для подростков. "Запрягу я воробья" фольклорная манера

"Курлыкаем"

Определенную сложность, но и красоту придают песне характерные «курлыкания», обозначенные в нотном тексте форшлагами. Этот непривычный для современного уха способ интонирования неизменно вызывает интерес у подростков. А при умелом исполнении педагога и в доброжелательной обстановке, они и сами не прочь научиться столь необычному для них приему владения своим голосом. Причем соблюдать «точную высоту» звуков форшлага – совершенно не обязательно. Ведь каждый исполнитель фольклора не нарушает традицию, если поет так, как ему поётся, так, как именно ему удобно и нравится….

Если же форшлаги покажутся слишком трудной задачей, то и без них песня прозвучит достаточно колоритно.

"Запрягай!"

В этой песне присутствует весьма популярная тема Масленичного катания на самых неожиданных животных и предметах. После рассказа о Масленичной процессии императрицы Анны Иоанновны, предложите ребятам придумать рифму для куплетов, в которых упоминались бы животные, на которых следовали представители разных национальностей к знаменитому «Ледяному дому».

Так по 3 или по 2?

После того, как песня будет выучена и хорошо впета, попробуйте вместе с учениками составить ее тактовую схему – посчитать количество тактов, объединяемых в одну фразу, куплет.

Для сравнения вам потребуется аналогичные схемы из других песен – классических или современных, в которых четко соблюдается принцип квадратности. Современный слух привык к классическому порядку: 2+2 = 4, 4+ 4 = 8 и так далее.

Найдите такой порядок в других песнях. А потом посмотрите на схему, получившуюся в этой песне. Наглядно увидев ее своеобразие, ребята смогут лучше осознать природу и колорит этой, судя по всему, очень древней мелодии. По сути, здесь можно говорить о переменном размере не на уровне количества долей внутри такта, а на уровне масштабно-тематических структур, тактового суммирования.

Материалы по теме: 

Масляница

Русский фольклорный праздник

для 1-5 кл.