Зайчишка, волчонок и телеграмма

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3 (5 оценок)
Композитор: 
Ройтерштейн М.И.
Слова: 
Бурсов И.
Страна: 
Россия
Век: 
XX
Стиль: 
современная детская музыка
Вид: 
песня
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
До мажор
Характер: 
веселый
Класс: 
1
2

Эта песенка Михаэля Ройтерштейна исполняется малышами с неизменным успехом.

Текст детский, но без сюсюканья, мелодия простая, но отнюдь не примитивная. Настоящая драматическая интрига, поддержанная гармоническими, фактурными, динамическими и жанровыми средствами музыкального развития… Столь редкое сочетание веселого характера, яркого художественного образа с несомненной дидактической пользой стоит того, чтобы потратить время на разучивание этого произведения.

М.Ройтерштейн_Зайчишка, волчонок и телеграмма.Ноты песни

Шехерезада Степановна

Чтобы приурочить исполнение этой песни к дню 8-го Марта, начинать работу над ней нужно сразу же после зимних каникул. По уроку - на разучивание каждого куплета, и еще несколько занятий для выстраивания произведения полностью от начала до конца, впевания и осмысления его музыкальной формы в целом.

Методически правильным считается предварительный показ песни целиком, после чего обычно приступают к ее разучиванию. В данном случае можно сделать иначе. Выдавая и прорабатывая художественный материал небольшими порциями – по куплету за урок, вы, по сути, воспользуетесь методом Шехерезады из сказок «Тысячи и одной ночи». Интрига, заложенная в тексте, будет, безусловно, разжигать любопытство ваших учеников, которые с нетерпением будут ждать продолжения – а что же там случится дальше?

Первый куплет - соло на "Морзянке"

При разучивании первого куплета можно неплохо обыграть «телеграфную» тематику. Наверняка в фильмах про войну дети видели, как работает радист (разница в технологиях в нашем случае несущественна). «Азбукой Морзе» можно простучать ритм первого куплета. Положив средний палец одной руки на воображаемый ключ радиопередатчика, ваши новоиспеченные радисты с удовольствием отстучат телеграмму из восьмушек, прерывающихся паузами. Обратите их внимание на эти остановки-передышки – подключение мелкой моторики руки позволит лучше их почувствовать и осознать.

Совершенно не обязательно выдерживать «Морзянку» до конца куплета. Так, выразительно протянутую половинку можно изобразить другой рукой свободным кругообразным движением вверх, а широкие квартовые ходы в конце куплета - пружинистыми перестановками обеих рук (как будто ставим мягкие аккорды то в верхнем, то в нижнем регистре фортепианной клавиатуры).

Второй куплет - рояль в кустах, а точнее в шестнадцатых

Перейдя к разучиванию второго куплета, некоторое время сохраняйте такой же аккомпанемент, какой был в первом. Когда ребята уже смогут достаточно уверенно спеть подряд друг за другом оба куплета – вот тут и придет пора для «серьезного разговора». Как сделать так, чтобы музыка помчалась, побежала вместе с телеграммой? – Почти наверняка, единственным детским вариантом будет предложение петь быстрее. Тут и раскройте «тайну второго куплета» - предложив свой, а точнее композиторский вариант решения художественной задачи.  А заячьи следы? Что бывает запутаннее? – ну вот вам и пассаж соответствующий!

Впечатление от нового фактурного открытия будет, безусловно, ярче, если ему также найти какое-либо соответствующее движение. Теперь руками (средними пальцами обеих рук по очереди) можно отстукивать не ритм мелодии, а те самые вновь возникшие шестнадцатые, объединенные в группы по 6!

Третий куплет - делаем все наоборот

Третий куплет - это, безусловно, смысловой центр, кульминация всего произведения. Вслед за образом здесь меняется и мелодия, становясь, по сути, контрастной серединой в 3-хчастной репризной форме.

Если во втором куплете мы до поры до времени скрывали аккомпанемент, то здесь можно сделать все наоборот.  Повторяя уже знакомые два куплета, предупредите ребят, что по их окончании продолжите играть партию фортепиано, а их задача будет - догадаться, как будут развиваться события в этой песне дальше.

Можно не сомневаться в том, что дети услышат тревожные, настороженные интонации, жесткие диссонансы и правильно их интерпретируют. Кто-нибудь, наверняка даже упомянет волка - как наиболее типичного антигероя в сказках с участием зайчишки.

После этого останется только добиться качественного интонирования речитативных элементов этого раздела.

Материалы по теме: