Жаворонок

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.6 (28 оценок)
Композитор: 
Глинка М.И.
Слова: 
Кукольник Н.
Страна: 
Россия
Век: 
XIX
Стиль: 
русская классика
Вид: 
романс
Тип: 
с аккомпанементом ф-но
Количество голосов: 
1
Тональность: 
ми минор
Характер: 
нежный
напевный
лирический
Класс: 
4
5
6
7

Романс "Жаворонок" Глинка написал на слова своего друга, поэта Нестора Кукольника. 

Эта вокальная миниатюра входит в цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом", созданный Глинкой в 1840 году. "Я хотел уехать из Петербурга (...) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме..."

Между тем, в этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок" - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь! А раз так, то на уроке музыки его можно и нужно не только послушать, и обязательно пропеть.

Жаворонок_Глинка_ноты_скачать бесплатно

Сам Глинка романс "Жаворонок" исполнял превосходно. "Особенно часто и с особенной охотою Глинка певал тогда свои романсы на слова Кукольника (...). - вспоминает А.Н.Серов - Тексты этих романсов, хотя и не имеют высокого достоинства поэтического ... Глинка, в эту плодовитую эпоху своего творчества, создал на тексты Кукольника произведения, большей частью образцовые".

В этом романсе "...в исполнении Глинки все было необыкновенно колоритно и грациозно; все  было свежо, как весенний воздух. В искусстве перемежать фразы пения маленькими паузами, в искусстве постепенно усиливать звуки в течение целого периода музыкального и в искусстве делать кое-где чуть заметные "ritardando", необыкновенно важные для цельности эффекта, - в этих иногда микроскопических "тонкостях" исполнения, Глинка едва ли имел себе равного между певцами романсов."

В "Жаворонке" слышна русская заунывность и простодушие народных напевов / А.Н. Серов/.

Очень тонко, без всякого звукоподражания, Глинка "вибрирует" фортепианный наигрыш, предшествующий элегической мелодии, и в целом рождается музыкально-поэтический образ - песнь надежды. / Б.В.Асафьев/

Выше и выше - в "СИ"нее небо....

По наблюдению Б.В. Асафьева, у Глинки довольно часто можно наблюдать длящееся томительное душевное состояние, которое выражается в  сосредоточенности на каком-либо определенном тоне, вокруг которого сплетаются основные интонации и мелодические мотивы.

"В "Жаворонке" таким тоном является си - доминанта ми минора, выразительное вибрирование которого прекрасно соответствует впечатлению от звенящего над полем, высоко в небе, длительно-длительно, "неисходною струей", будто и без цезур, голоса этой птицы.

Проследите вместе с ребятами по нотам за повадками этой "СИ"ней птицы: где она появляется, как именно к ней стремятся взлететь легкие шестнадцатые...

Вниманию педагога:

Если до верхнего фа2  ребята не достают - не торопитесь транспонировать всю мелодию вниз. Именно эта "си", именно диезная тональность "ми минор" - очень важны для прозрачности тембра в звучании данного романса. В крайнем случае,  единственную неудобную ноту в 16 такте можно заменить на ре2, сохранив весь основной текст в авторской тональности.

Жаворонок в ре-миноре

Тем не менее,  "Жаворонок" нередко исполняется в транспорте на тон ниже.

Существует замечательное переложение этого романса Глинки на два голоса. В таком виде он хорошо звучит и в ансамблевом, и в хоровом варианте. Ниже вы найдете все необходимые ноты в ре-миноре.

На русский лад....

Принадлежность "Жаворонка" русской интонационной сфере не вызывает сомнения. И в слуховых тестах ребята, как правило, даже в инструментальном варианте, безошибочно определяют национальный стиль миниатюры. А вот понять и осознать музыкально-выразительные средства, которыми создается этот русский характер - сложнее. Попробуем расставить несколько акцентов.

1. Мелодия
Четкое, по 2 такта членение мелодии - необходимо для дыхания. Но это не должно сбить с толку, - ведь паузы здесь отнюдь не означают смыслового окончания фразы. Об этом говорит продолжающееся предложение стихотворного текста. Попробуйте в данном случае использовать знания учеников по русскому языку - ведь между подлежащим "песня" и сказуемым "льется" первого предложения - "расстояние" в целых 4 такта!

В интонационном плане перед паузами нет остановки - восходящее движение, "растворяющееся" в V или III ступени, настоятельно требует продолжения - вот она русская "протяжность"!

2. Лад
Несмотря на то, что в фортепианном сопровождении романса встречается повышенная VII ступень, в вокальной партии ее нет вовсе. И это еще одна "русская" примета - натуральный минор.

В серединке возникает другая тональность. Но это вовсе не параллельный мажор, а отклонение в VI ступень, то есть в субдоминантовую, плагальную сферу, также характерную для русской музыки.

Конкурс имени "Жаворонка" - тема для домашней подготовки или ПРОЕКТОВ.

Всевозможными творческими соревнованиями уже никого не удивишь - от классического конкурса вокалистов имени М.И.Глинки и до интернет-голосования в YouTube. Вот к этому-то ресурсу и можно обратиться для подготовки к уроку в связи с романсом "Жаворонок".

Предложите ребятам написать к уроку небольшую рецензию, которую назвать, например, так: "Глинка - Жаворонок - лучшее исполнение". И сравнить классические интерпретации Сергея Лемешева и Юрия Гуляева, или современные - Олега Погудина и Дмитрия Ряхина, сольное исполнение - с ансамблевым, или хоровым... Причем здесь, как говорится, возможны варианты - кто-то один возьмется сравнить исполнения взрослых певцов, кто-то другой - оценит звучание детских голосов, третий - выберет наиболее удачный ансамблевый вариант и т.д.

После, когда рецензии будут готовы - выберите лучшую, написанную наиболее ярко и аргументированно. Познакомьтесь всем классом с мнением ее автора и примите коллегиальное решение - какое именно исполнение стоит послушать всем классом.

Несомненно, неоднократное прослушивание двух или более интерпретаций будет "работать" на более глубокое интонационное постижение этого глинкинского шедевра, а проблемный ракурс наверняка вызовет оживленную дискуссию и дополнительный азарт, которого подчас так недостает при изучении классической музыки.

Ниже вы найдете ссылки на различные исполнительские трактовки знаменитого романса, которые, конечно, можно дополнить, если ученики почувствуют "вкус" к такого рода заданиям.

Полезные ссылки
  • Романс Глинки "Жаворонок" в исполнении Сергея Лемешева >>
  • Романс Глинки "Жаворонок" в исполнении Юрия Гуляева >>
  • Романс Глинки "Жаворонок" в исполнении Олега Погудина (в сопровождении гитары) >>
  • Романс Глинки "Жаворонок" в исполнении Дмитрия Ряхина >>
  • Глинка "Жаворонок" в исполнении детского вокального ансамбля >>
  • Глинка "Жаворонок" в исполнении детской хоровой капеллы в сопровождении оркестра русских народных инструментов >>
  • Глинка "Жаворонок" в исполнении участника детского вокального конкурса "Серебряный голос" >>
  • "Жаворонок" Глинки в исполнении российского вокального ансамбля >>
  • "Жаворонок" Глинки в исполнении вьетнамского ансамбля >>
  • "Жаворонок" Глинки в исполнении трио гитаристов >>
  • Жаворонок" Глинки - Видеоклип-фантазия по мотивам произведений живописи в сопровождении детского голоса >>