Рачина Белла Соломоновна

Доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ имени А.И. Герцена, Заслуженный учитель РФ, почетный работник высшей школы РФ, член-корреспондент МАНПО.

Белла Соломоновна – педагог яркой индивидуальности, редкой эрудиции, музыкальности и артистизма. Всё, что она делает, может характеризоваться превосходной степенью. Педагог с сорокалетним стажем, Заслуженный учитель России – сегодня она передает свой опыт молодым как преподаватель ВУЗа, методист, автор программ, книг и статей по музыкальной педагогике.

Написанные Рачиной книги с подробными поурочными разработками содержательны и интересны, но они не могут дать истинного представления об её уроках. Рассказывать об уроках Беллы Соломоновны – очень трудно. Все равно, что пересказывать музыку словами. Белла Соломоновна исполняет уроки всякий раз по-разному, как это и должно быть в искусстве.

В искусстве необычайно велика роль  исполнителя. Случается, что ему удаётся достичь такой глубины постижения содержания произведения, о которой и автор не всегда догадывается. Разумеется, это дело истинного таланта. Но Белла Соломоновна таким талантом, безусловно, обладает. И программы, по которым она работала, и программы, написанные ею самой - это не просто «попытка обобщить наиболее интересные тенденции в музыкальной педагогике последних десятилетий», это её интерпретация.

Драматургия урока по Рачиной – это, прежде всего, эмоциональная связь всех её компонентов, логика «развития внутри темы, тематического блока», создающая особую эмоциональную атмосферу урока. Умением создавать такую атмосферу Рачина обладает в полной мере. Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому и слабому ученику, поддержит его похвалой; сумеет так дифференцировать задания, чтобы и способные дети развивались активно и не тормозились в своём развитии.

В систему  музыкального образования в школе, в которой до недавнего времени работала  Б.С. Рачина, была включена руководимая ею хоровая студия «Радуга». Четыре хора студии ежегодно проводили отчетные концерты в концертном зале Санкт-Петербургской хоровой капеллы им. М.И.Глинки. Этот зал предоставляют далеко не каждому профессиональному хору, а хорам школы № 372 – предоставляли. И дело вовсе не в снисходительном отношении к детям. Дело в том, что это были хорошие хоры, а концертный и вовсе – превосходный. Но при этом давайте вдумаемся: во-первых, это школьный хор и, следовательно, возможности отбора практически отсутствуют; во-вторых, всей этой гигантской работой руководил один человек, число помощников которого было крайне ограничено.

Репертуар «Радуги» наглядно демонстрировал серьёзный, профессиональный подход хормейстера и его коллектива к исполнительской деятельности. Многие специалисты устно и письменно отмечали высокую исполнительскую культуру хора, необыкновенную работоспособность детей и педагога, их неисчерпаемую увлечённость и любовь к музыке.

Необычайно интересен был репетиционный процесс: разнообразием методик, скрупулёзностью работы над исполнительской техникой, предельно корректной лексикой хормейстера, зачастую превосходящей самую изысканную музыкальную терминологию. Помню, на меня необычайное впечатление произвела реплика педагога  в процессе разучивания «Ave Maria» Каччини. Работа над произведением шла успешно. Дети, переполненные ощущением этой успешности, пели ярким, радостным звуком. Но педагога именно это в данном случае и не устраивало.

- У вас звук шелковый, - говорит Белла Соломоновна, - а мне нужен бархатный.

Можно ли сказать точнее!

Заслуженный учитель России Белла Соломоновна Рачина проработала в школе почти всю жизнь. Тысячи детей вышли из её кабинета  с любовью к музыке и добрыми чувствами друг к другу. Все они помнят и любят хрупкую, очень добрую, очень сильную женщину – свою учительницу музыки.

Главное «оружие» музыкального педагога - говорит Белла Соломоновна – похвала. Хвалите и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.

по материалам книги С.Старобинского "Методическое мастерство учителя музыки"

Материал по теме: 

Путешествие в страну музыки

Программа для 1-4 кл. общеобразовательной школы

Автор Рачина Б.С.

Кто дольше слышит звук?

Формирование навыка слухового внимания

для 1 кл.

Определение жанра

Слуховой письменный тест
Автор: Рачина Б.С.

Для 2-3 кл.