Зубрицкая Людмила Иосифовна

Людмила Иосифовна Зубрицкая – педагог опытный, высокопрофессиональный. Педагогическое мастерство сочетается в ней с артистичностью, хотя и очень сдержанной. Однако, что стоит за эти понятием – педагогическое мастерство? Учителей всегда интересует методическая подоплека, пресловутое «КАК»? Ну что ж, давайте посмотрим.

Школа №11 города Первомайска Николаевской области Украины. Вместе с учениками четвёртого класса войдём под песню «Рушники» в кабинет музыки и тихо займём своё место. Учительница Людмила Иосифовна Зубрицкая, будто и не замечая нас, развешивает по классу рушники. И класс на глазах преображается, становится горницей в хате, радушная хозяйка оборачивается и с улыбкой смотрит на дорогих гостей.

И пошёл, мягко и стремительно, поплыл на песенных волнах урок-спектакль. Ребята вместе с учительницей играют в рушники, водят хоровод, поют песню за песней. Да всё на два - на три голоса, без аккомпанемента. Говорят мало. Вопрос, ответ, краткая характеристика того, что услышано. Музыка компенсирует все разговоры.

Людмила Иосифовна всё время в движении. Но никакой суеты, никакой спешки. Что бы она ни делала, всё предельно сдержано и в то же время удивительно артистично: читает ли письма В.А.Сухомлинского сыну, даёт ли пояснения к картине Б.М.Неменского или образную характеристику разучиваемой партии. И всё время – в диалоге с классом. Она умеет слушать, умеет помочь ученику высказаться, искренне восхищается тем, что говорят и делают дети. Она всегда находится во время урока там, где это необходимо: со вторыми голосами, во время разучивания их партии, перед классом, когда читает стихи, чуть в стороне, когда звучит музыка.

Драматургически урок выстроен удивительно логично. Логика в каждом фрагменте урока, в переходе от одного вида деятельности к другому, логика в каждой фразе. Но не сухая логика расчёта, эмоциональная логика. Та самая эмоциональная драматургия, о которой так много можно прочитать в научно-методических статьях и так редко можно увидеть на живом уроке…

Так что же это всё-таки такое – «педагогическое мастерство»? Только ли комплекс умений, который помогает учителю добиваться результатов в работе? И из чего состоит этот комплекс? Ну, хотя бы внешне? Походка, осанка, мимика, жестикуляция, речь … Какие?

Походка - лёгкая, осанка – достойная, мимика – выразительная, жестикуляция – свободная, речь интонационно насыщенная, голос приятный … и т.д. и т.п. Прямо таки актёрские претензии.

Вот именно – актёрские! Это, по существу, театр одного актёра. Но в отличие от профессионального театра рамки публичности педагогического творчества ограничены школьным классом. Но зато и дети на таком уроке чувствуют себя по-настоящему причастными искусству. У Зубрицкой дети прекрасно поют, двигаются под музыку, свободно высказываются о музыке. Многие хорошо владеют игрой на народных инструментах. Вот уж воистину – урок-концерт.

Настоящий учитель-мастер сам лишает себя права на плохой урок. А хороший урок, – это уже позиция. Хороший урок – это урок, на котором всем интересно: и учителю, и ученикам, и гостю, который, сам того не замечая, тянет руку вместе с детьми и поёт вместе с ними песни, звучащие в классе…

Материал подготовлен Старобинским С.Л.