Музыка вокруг нас

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (3 голоса)
Тип теста: 
письменный
Вид: 
индивидуальный
Автор: 
Суслова Н.В.
Класс: 
1

Прежде всего необходимо отметить, что письменные проверочные тесты по предмету "Музыка", особенно в 1 классе - могут использоваться только в дополнение к живому музицированию - пению, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному движению. Их результаты не могут являться основным и, тем более, единственным критерием оценки успешности учащихся.

Смысл предлагаемых проверочных заданий - показать степень усвоения основных терминов и понятий, с которыми дети встретились на страницах учебника. Они демонстрируют уровень информационной компетентности и общий культурный кругозор учащихся. При этом главное содержание занятий музыкой - эмоциональное переживание, творческое восприятие и исполнение музыки остается за их рамками.

***

Проверочный лист скомпонован так, чтобы его можно было распечатать на формате А4, сложить пополам и, таким образом, получить небольшую "раскладушку" привычного для детей размера школьной тетради. Как показывает практика, малышам такой формат удобнее.

Методические рекомендации по использованию тестов

Тест "Музыка вокруг нас_1_1" включает в себя материалы, которые школьники осваивают в течение первой четверти (триместра). Он может быть предложен учащимся перед осенними каникулами. Впервые используя проверочные листы на уроке, возможно, не следует давать сразу  работу "на оценку", а просто познакомить детей с этим видом учебной деятельности с прицелом на будущее.

1. Угадай мелодию

По сути это задание - маленькая слуховая викторина. Учитель играет или ставит в записи данные пьесы в произвольном порядке. Если, воспользовавшись вариативностью программы, вы слушали с детьми иные пьесы из "Детского альбома", то их  перечень перед распечаткой, естественно, корректируется.

2. Портрет

Данное задание реализует методический принцип "Забегания вперед". Первоклашки должны узнать именно портрет П.И. Чайковского. При этом окружающие его портреты М.И. Глинки и Н.А. Римского-Корсакова будут подготовительным шагом к последующим встречам школьников с музыкой этих композиторов. Конечно, выполнить это задание дети смогут только в том случае, если на предыдущих уроках вы обращали их внимание на портрет П.И.Чайковского.

3. Общее слово

Это задание на обобщение. Оно отнюдь не простое. Первый спонтанный ответ, который возникает у детей в данном случае: "Все ребята играют на музыкальных инструментах". Он был бы правильным, если бы не юная певица. В результате выстраивается такая логическая цепочка: и пение, и игра на музыкальных инструментах - это исполнение музыки. Следовательно, все эти ребята - исполнители. Термин "исполнители" или "исполнитель" подсказывает и количество клеточек в заданной форме ответа.

4. "Скворушка прощается"

В заголовок задания вынесено название песни, которую многие учителя разучивают с учениками 1 класса. Если по тем или иным причинам вместо неё ваш класс поёт другую песню, то, конечно, в названии нужна соответствующая замена. В связи с этим могут быть скорректированы и оппозиционные пары характера исполнения.

5. Слова и картинки

Суть этого задания - зафиксировать еще раз в сознании детей базовые понятия жанровых основ музыкального искусства. На первый взгляд это простое сопоставление. Однако здесь заложена проблемная ситуация: на 2 картинки предложено 4 термина. Правильным ответом будет соединение с первой картинкой слов "Хоровод" и "Танец", а со второй - слов "Хор" и "Песня".  Однако, давать дополнительные разъяснения на этот счет - нежелательно. Очень важно, чтобы дети сами приняли решение о тем, как же следует действовать в подобной ситуации. Затем, когда вы будете обсуждать с классом результаты работы - уделите этому моменту специальное внимание.

С учетом требований ФГОС выполнение данного теста вносит свой вклад в развитие таких УУД, как мыслительные операции сравнения и различения, классификации, суждения, обобщения, принятия решения в условиях неопределенности.

Печатные формы для раздачи ученикам: