Определение тембра инструментов симфонического оркестра

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.6 (7 оценок)
Тип теста: 
проверка знаний
слуховой
письменный
Вид: 
индивидуальный
Класс: 
2
3
4

С младшими школьниками тест можно проводить в форме игры. Методически целесообразно начинать проведение тестов на определение тембров с обобщенных групп симфонического оркестра (тембра «семьи» скрипки, «семьи» флейты, «семьи» трубы). Постепенно  вводятся в игру-тестирование другие инструменты, входящие в эти инструментальные «семьи».

Для тестирования следует подобрать три-четыре фрагмента из различных музыкальных произведений, где либо ярко представлена какая-нибудь группа инструментов симфонического оркестра, либо сольно звучит один из знакомых детям инструментов.

Тесты выполняются письменно, названия групп инструментов даются в сокращении (с.-с. – Струнно-смычковые), поэтому времени на запись уходит немного. Названия групп и условные сокращения должны быть написаны на доске, чтобы дети могли ими пользоваться как справочным материалом и не делали ошибок. В столбик пишутся цифры (по количеству фрагментов), а затем дети вписывают свои ответы:

  1. С.-с.
  2. Д. д.
  3. С.-с.
  4. М. д.

На первых порах обсуждается каждый фрагмент сразу после его звучания, проверяется ответ, прослушивается, если надо, еще раз. На следующем этапе слушается весь тест целиком, с повтором музыкальных фрагментов (если детям неясно или они просят повторить), а затем проверяется и оценивается вся работа.

Такие тесты проводятся в течение всех лет обучения музыке, при этом постепенно усложняются задания и музыкальный язык предлагаемых произведений. Можно предложить услышать несколько инструментов в сочетании, знакомить с неизвестными разновидностями инструментов. В основной школе необходимо увязать тембровую палитру симфонического оркестра с художественным музыкальным стилем эпохи, с индивидуальным композиторским стилем.

Музыкальные произведения для проведения тестов

Ж. Бизе «Марш мальчишек» из оперы «Кармен»  
Л. Бетховен «Пятая симфония» (начало финала) медные духовые
П. Чайковский  «Марш» (начало), «Танец пастушков» (рефрен), из балета «Щелкунчик» деревянные духовые
«Четвертая симфония» (вступление, начало) медные духовые
«Тема лебедей» из вступления ко II акту, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» гобой, деревянные духовые
«Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» труба, медные духовые
Ш. Гуно «Марш» из оперы «Фауст» медные духовые
Р. Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» медные духовые
И. С. Бах «Шутка» флейта
Г. Свиридов «Марш» флейта
А. Лядов «Я с комариком» из сюиты «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра» флейта
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» Часть IV струнные смычковые
С. Рахманинов «Вокализ» труба
И. Стравинский «Полька» из «Сюиты № 2» труба
«Вальс» из «Сюиты № 2» флейта-пикколо
Н. Римский-Корсаков «Тема Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада» скрипка
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» вступление - труба, первое чудо - флейта, второе чудо - м.д.
«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» труба
К. Сен-Санс «Лебедь» виолончель

Примеры тестов для 2 класса:

Вариант № 1

  1. П. Чайковский                   «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»
  2. А. Аренский               «Марш памяти Суворова».
  3. В. Моцарт                «Маленькая ночная серенада». Часть IV.

 

Вариант № 2

  1. П. Чайковский                   «Четвертая симфония». II часть.
  2. В. Моцарт                «Дивертисмент», D-dur, I часть.
  3. П. Чайковский                   «Четвертая симфония». Вступление.

 

Вариант № 3

  1. Моцарт                             «Дивертисмент», В-dur, I часть.
  2. Ж. Бизе                     Антракт к третьему действию оперы «Кармен».
  3. С. Чернецкий            «Встречный марш».
Материал по теме: 

Рачина Б.С.

Санкт-Петербург

Заслуженный учитель России, автор программы
"Тайны королевы Музыки"

Путешествие в страну музыки

Программа для 1-4 кл. общеобразовательной школы

Автор Рачина Б.С.

Оркестр

"Полусказка"
шутливое стихотворение Феликса Кривина

Для 4-6 кл.