Русский национальный стиль

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3 (9 оценок)
Тип теста: 
слуховой
письменный
устный
Вид: 
индивидуальный
Автор: 
Рачина Б.С.
Старобинский С.Л.
Класс: 
3
4
5
6

Национальный музыкальный стиль явление многоуровневое, сложное. Вместе с тем, многолетний опыт многих педагогов показывает, что наиболее доступен учащимся  именно национальный стиль, т.к. мелодико-тематические и метро-ритмические особенности музыки композиторов разных национальных школ достаточно легко воспринимаются на слух.

В практической работе с детьми осознание специфики национального стиля русской музыки, происходит на уровне обобщения всех музыкальных впечатлений учеников о русской музыке, начиная с русской народной песни. Интонационное богатство и неповторимость русского мелоса, рожденного древними певческими традициями; особый метроритмический склад, вариантный способ развития, также идущий от певческой традиции; своеобразие музыкальной драматургии: склонность к картинности, повествовательности, с другой стороны глубочайший психологизм, трагедийность – вот некоторые, важнейшие выводы, к которым важно прийти на уроках музыки, когда речь идет о стиле русской музыки. 

Данный тест может быть включен в общую линию формирования у детей представления о национальных стилевых признаках русской музыки. Это становится возможным на основе анализа и обобщения интонационно-слухового опыта, полученного в процессе других форм музыкально-практической деятельности, в первую очередь слушания и исполнения.

Такие черты стиля русской музыки как песенность, распевность, широкое развитие мелоса, поступенность, переменный лад и т.д. наиболее ярко воспринимаются в сравнении с музыкой, созданной представителями других национальных музыкальных культур. На уроках постоянно сравниваются произведения западноевропейских и русских композиторов, а также русские народные песни с целью выявления типических черт стиля русской музыки и своеобразия стиля каждого автора, каждой народной песни.

Тесты являются одним из наиболее эффективных методов работы в данном направлении. При их проведении детям предлагается прослушать незнакомую для них музыку без объявления названия. Они должны в устной или письменной форме определить, какой из прозвучавших фрагментов сочинен русским композитором. При этом желательно соблюдать принцип единообразия в отношении жанров и исполнительских составов.

Ниже приводятся варианты компоновки «Звучащих тестов»  для разного возраста и уровня подготовки учащихся. Задание: найти музыку русских композиторов.

I.

С.Рахманинов   Концерт для фортепиано с оркестром № 3, часть I, (фрагмент)
В. Моцарт          Концерт для фортепиано с оркестром № 21, часть II
П. Чайковский   Концерт для фортепиано с оркестром № 1, часть II

II. 

М. Глинка         «Камаринская» (первая тема)
В. Моцарт          Дивертисмент си бемоль мажор, часть I
А. Аренский     «Фантазия на темы Рябинина» (первая тема в исполнении оркестра)

III.

Й.Гайдн               Серенада из квартета № 43 ре-мажор
П. Чайковский  «Анданте кантабиле» из струнного квартета № 1 ре-мажор
М.Чюрленис       Струнный квартет № 2, 1 часть

IV.     

Ф. Шопен            Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть
С. Прокофьев    Концерт для фортепиано с оркестром №2, 1 части
Э. Григ                 Концерт для фортепиано с оркестром, 1 часть
С. Рахманинов  Концерт для фортепиано с оркестром №3, 1 части

 

По материалам книг Б.Рачиной «Технологии и методика обучения музыке»,
С.Старобинского «Методика стиле-слухового анализа»